Театр — удивительное явление. Согласитесь, это совсем не мало, когда в тысячах залов страны (не будем замахиваться на глобальные обобщения, но и они сегодня уместны) собираются люди и их объединяют одни направления мыслей, одни эмоции. Сколько бы ни было определений театра, сколько бы ни было написано о нем умных книг, статей, научных работ, все равно всегда будет оставаться то изумительно интимное пространство, которое в самые разные времена будет привлекать людей разных взглядов, вкусов, пристрастий. Магия театра тем и прекрасна, что до конца непостижима.
Омск на протяжении нескольких десятилетий держит марку города театрального. И совершенно естественно произошло то, что закрытый конкурс «Актер года», который проводился с 1994 года, перерос в открытый фестиваль «Лучшая театральная работа». Теперь жюри и зрители смотрели спектакли одновременно; правда, оценивали работы только члены жюри, но не исключено, что в будущем найдется форма участия и зрителей в оценке театральных работ (к примеру, приз зрительских симпатий или что-то в этом роде, но не такое тривиальное).
Итак, вчера в Омске завершился фестиваль-конкурс «Лучшая театральная работа 2000 года». Его афишу составили 13 лучших спектаклей восьми омских театров. В жюри входили критики, театроведы из Омска, Екатеринбурга, Новосибирска.
Открыл фестиваль ваш любимый детский театр — театр куклы, актера, маски «Арлекин», горемычный (без собственного здания), но оптимистичный и ни за что не сдающийся. Спектакль «Первая сказка детства», поставленный главным режиссером Борисом Саламчевым, был принят как создание изящное, светлое и как доброе предзнаменование удачного пути всего фестиваля. Так и случилось.
Театральный праздник прошел на одном дыхании, показав немало прекрасных работ и замечательных талантов омской сцены.
И, казалось бы, удивительно, что премию в номинации «Лучшая женская роль» решено не присуждать, но на самом деле в таком многообразии талантливых исполнений женских характеров трудно было отдать предпочтение кому-либо.
А вот представителям сильного пола повезло больше. Премии в номинации «Лучшая мужская роль» получили Евгений Смирнов (роль мсье Пьера в спектакле «Приглашение на казнь») и Валерий Скорокосов (роль Арбенина в спектакле «Маскарад») из академического театра драмы. Исполнителем лучшей мужской роли второго плана стал Владимир Приезжев, актер «Пятого театра» (Кировой в спектакле «Человек из ресторана».). Премию за лучшую женскую роль второго плана получила Наталья Василиади (Цицилия. «Приглашение на казнь»), АТД.
В номинации «За творческие достижения в искусстве музыкального театра» победителем стал Павел Краснов (Бабс в спектакле «Здрасьте! Я ваша тетя!»), музыкальный театр. В номинации «Легенда омской сцены» лучшей признана Надежда Надеждина (АТД).
Названы победители специальных премий жюри. Это Борис Руденко (номинация «Творческая удача сезона») — за роль Сарафанова в спектакле «Старший сын» (театр-студия Любови Ермолаевой) и Ольга Веревкина (номинация «Сценография сезона»)-за сценографию спектаклей «Маскарад» и «Человек из ресторана». Две премии в номинации под названием «Дебют сезона» получили Егор Гришин (Ковьель. Спектакль «Мещанин во дворянстве»), «Пятый театр» и Владимир Майзингер («Приглашение на казнь», АТД.