С 1984 года «Капитан Чудинов» разбивал лед на Иртыше, помогая реке справиться с весенним паводком. В этом году придется обходиться без ледокола.
— «Чудинов» — федеральная собственность, — говорит начальник областного управления ГО и ЧС Владимир Гуржей. — Речной порт, эксплуатируя ледокол, нес миллионные убытки. «Чудинова» нельзя было ставить на консервацию. Его двигатели и электроника, которой он напичкан, должны были постоянно работать. Отсюда большой расход ГСМ, объемные работы по обслуживанию. Хотя, бесспорно, ледокол, имея мощность в пять тысяч лошадиных сил, очень помогал нам.
В России всего четыре судна такой мощности, как у «Чудинова». Иртышское пароходство имеет мощный теплоход в две тысячи лошадиных сил, который сможет оказывать посильную помощь во время ледохода. Но колоть лед теплоход не способен! Теплоход способен работать по льду, хотя броневая защита недостаточно прочная и большие льдины могут повредить корпус. Решение о переводе судна из Омска принимали в Москве, видимо, надеясь, что мы справимся своими силами.
— Нами составлена карта паводковых территорий, — говорит Павел Щекин, заместитель начальника по делам ГО и ЧС. — Отмечены все наиболее опасные районы. Раньше мы возлагали большие надежды на ледокол, в этом году надеемся только на себя. Особое внимание — команде взрывников, которая будет действовать, когда нужно будет разрушить ледовый затор. Мы сотрудничаем с военными, которые обеспечивают нас необходимыми взрывчатыми веществами.
Договор с авиацией дает нам возможность быстро вылететь в район большого скопления льда и там уже действовать по обстоятельствам. Кроме этого, у нас хорошо обеспечена оперативная группа. На автомобиль сразу загружаются электростанция, средства освещения и связи. С резервации будет снят плавающий транспортер, который может передвигаться по земле и прекрасно плавать.
Хочется напомнить, что снега в этом году в три раза больше нормы. При этом содержание воды в нем также превышает норму. Так что паводок ожидается приличный. В городе, несмотря на все усилия местных властей, все же очень много сугробов, которые вот-вот начнут таять.
На реке толщина льда в этом году вопреки ожиданиям меньше, чем в предыдущие годы. Поэтому уже сейчас следует с осторожностью выходить на лед, не говоря уже о периоде активного солнцепека. Особенно это касается рыбаков и детей, которые частенько любят побродить по опасным местам.
Что касается «Капитана Чудинова», то он уже с прошлого года бороздит морские просторы вместе с омской командой во главе с капитаном Юрием Шульманом. Справятся ли омичи с предстоящими трудностями без ледокола, покажет время. Хочется надеяться, что все обойдется благополучно. Одно печалит: если командам взрывников придется частенько взрывать заторы, чтобы избежать затопления прибрежных районов, то Иртыш потеряет немало рыбы, особенно молодняка.