И, как всегда, был аншлаг. За месяц надо брать билеты в омскую драму, не бывает пустых мест в театре кукол, в «Лицейском». Существует уникальная статистика: по наполняемости театральных залов Омск занимает третье место после Москвы и Санкт-Петербурга.
Выступая в феврале нынешнего года на заседании совета Сибирского федерального округа и МАСС по вопросу развития культуры, Леонид Полежаев сказал о том, что мы избавились от ярлыка провинциальной культуры. И в первую очередь в области театрального искусства.
Что такое провинциальный театр? Когда это один театр на весь город, плох он или хорош, зрителю выбирать не приходится. Люди идут туда, потому что больше пойти некуда. А в нашем городе по сравнению с девяностыми годами в два раза увеличилось количество театров, теперь их восемь, девятый открылся в Таре в прошлом году. И сегодня у каждого театра есть свой зритель. Здоровая конкуренция между театральными труппами способствует повышению уровня театральных постановок.
Если театры появляются, значит, они востребованы, и губернская власть, понимая, что состояние театров — один из показателей уровня культуры в регионе, оказывает им постоянную поддержку, помогает и с реконструкцией, и с организацией поездок на различные театральные фестивали. Нас давно уже признали городом с высокой театральной культурой. Мы не сами вынесли себе столь лестную оценку. Пять самых престижных национальных премий «Золотая маска» навсегда обосновались в Омском академическом театре драмы, одна — в театре куклы, актера и маски «Арлекин». Отнюдь не случайно омский губернатор номинирован на эту высшую театральную премию, и в апреле Леониду Полежаеву будет вручена «Золотая маска» — за поддержку театрального искусства. Третий раз академический театр драмы примет участие в фестивале на соискание национальной театральной премии — сразу в обеих столицах он покажет свой спектакль «Брат Чичиков».
С 1994 года в Омске проводится свой конкурс «Лучшая театральная работа года», который приурочен к Международному дню театра. В память о выдающихся омских актерах учреждены две именные премии» за лучшую мужскую роль (премия им. народного артиста СССР А. И Щеголева) и за лучшую женскую роль (премия им народной артистки России Т. А. Ожиговой). В этом году (юбилейном для фестиваля) восемь омских театров участвуют а конкурсе, и в фестивальную афишу включены семнадцать премьерных спектаклей. Каждый день компетентное жюри, в составе которого театральные критики из Москвы, Санкт-Петербурга и, конечно же, из Омска, оценивает очередную работу омичей и 31 марта назовет лауреатов. Один из членов жюри, профессор академии театрального искусства Санкт-Петербурга Анатолий Кулиш отметил, что омский театр вовлечен
в театральный контекст всей России, на наших сценах работают режиссеры, художники, композиторы из столичных театров, омских актеров приглашают играть в Москву и Санкт-Петербург, и эти связи позволяют поддерживать в Омске хороший театральный уровень.
Накануне Международного дня театра в Омске побывал Андрей Караулов, ведущий телепрограммы «Момент истины». Он беседовал с директором академического театра драмы Виктором Лапухиным. Говорили о проблемах театра, в том числе о репертуаре и гастролях, о поддержке губернской власти, без которой театр сегодня не выживет, и о многом другом. Не все в той беседе можно было принять однозначно. Но с одним трудно не согласиться.
Лапухин сказал о том, что с театрами в России катастрофы не произойдет. Они будут жить вечно. Конечно, Виктор Прокопьевич ответил так, имея в виду, в первую очередь, наше омское театральное искусство, которое давным-давно перестало быть провинциальным