Омскому комитету по правам человека впервые разрешили митинговать у стен областной клинической психиатрической больницы, В 2001 году правозащитники пытались протестовать против незаконного, по их мнению, содержания в доме печали Андрея Мандрика, которого одна из силовых структур направила для проверки вменяемости. Мандрик обвинялся чуть ли не в государственном перевороте. Но тогда комитету по правам человека для пикета отвели место около областной прокуратуры.
Александр Лашин, которого комитет по правам человека взялся вызволять из психбольницы на сей раз, ни в чем не обвиняется и не впервые туда попадает. По словам председателя комитета Вячеслава Солодовникова, с которым корреспондент «Вашего ОРЕОЛА» встретился накануне митинга, намеченного на 18 марта, бывший шофер Лащин, работавший в одном из омских ПАТП, в 1987 году открыто подбивал коллектив предприятия бороться с коррупцией и взяточничеством местного руководства. Навеянную горбачевской оттепелью прыть правдолюбца не оценили и определили его в психушку. Оттуда Лашина выпустили с пенсионным удостоверением инвалида II группы и ярлыком недееспособности. В течение пятнадцати лет Александр не прекращает попытки доказать, что он нормальный. Уговорив своего отца быть его опекуном, Лашин судился с главным врачом психиатрической больницы Александром Уткиным. Но в декабре прошлого года отца лишили опекунства. А так как у бывшего сумасшедшего не оказалось официального представителя, Куйбышевский суд дело закрыл. Девятого декабря прошлого года Лашин пришел туда со своей сожительницей, доверив ей право представлять его интересы. Что уж там произошло, неизвестно, но из здания Куйбышевского суда санитары доставили его в больницу.
Солодовников утверждает, что Лашина незаконно упекли в желтый дом, где содержат более трех месяцев. «Мы обращались в прокуратуру Центрального округа, чтобы она пресекла карательную психиатрию, — продолжает Солодовников. — Но прокуратура никак не отреагировала на наше заявление, даже после того, как Центральный и областной суды обязали ее принять меры прокурорского реагирования».
Что по этому поводу думает главный врач психиатрической больницы Уткин, нам узнать не удалось. Комментировать ситуацию он не стал, сославшись на врачебную тайну, за разглашение которой ему самому может грозить тюремное заключение. О том, состоялся ли митинг у стен психушки и как он прошел, «Ваш ОРЕОЛ» расскажет в следующем номере.