Рядом с заброшенными базами отдыха — коттеджные поселки новых русских, растущие как на дрожжах. Кое-где состоятельные граждане строят апартаменты прямо на территории некогда популярных мест коллективного отдыха. Например, почти в центре поселка, на месте бывших спортлагерей СибАДИ и транспортного университета. Здесь все условия для избранных: асфальт, коммуникации, магазины в двух шагах. Между тем и эти, и почти все остальные частные хоромы на территории Красноярско-Чернолученской зоны возводятся, по сути, незаконно.
Как говорит Олег Лизгунов, заместитель начальника Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Минприроды по Омской области, подавляющее большинство земельных участков, занятых под коттеджи, не прошли экологическую экспертизу. Это нарушение природоохранного законодательства. Почти все строения, возведенные в последние годы или строящиеся сейчас в Красноярско-Чернолученской зоне, находятся в границах государственного лесного фонда. А значит, земельные участки под них перед выделением должны были пройти сложную процедуру. Сначала в государственном лесхозе, затем в ГУПР. И лишь после этого губернатор своим указом может дать разрешение на передачу заповедного участка в аренду на срок до пяти лет. Если же арендатор жаждет пребывать в лесной зоне дольше, то глава области может дать добро только на проведение специального конкурса. И по его итогам предоставить участок, но не больше чем на сорок девять лет. Ни одно из этих условий не было соблюдено. Хотя, разумеется, владельцы хором и крепостей получили некие документы на право аренды земельных участков. Выборочные проверки, проведенные ГУПР, а затем прокуратурой, показали: незаконные разрешения выдавал глава администрации Омского района Николай Гуща. Присвоив себе, по сути, полномочия губернатора.
Осенью 2002 года природоохранники направили Гуще официальную просьбу устранить нарушения. В ответ, по словам Лизгунова, получили от главы районной администрации откровенную отписку. Пришлось обращаться в прокуратуру -Омскую районную, областную и природоохранную, а также официально информировать губернатора Леонида Полежаева и главного федерального инспектора по Омской области Виктора Миронова. В январе 2003 года был получен ответ oиз районной прокуратуры. В нем сообщалось, что факты подтвердились, — Гуща выдавал разрешения «за пределами предоставленных им законодательством полномочий». По ряду конкретных решений главы администрации прокуратура направила протесты, представления и иски в Арбитражный суд Омской области, и теперь их будут рассматривать служители Фемиды. А в феврале ГУПР ответил прокурор области Сергей Казаков. В письме говорилось: в ходе проверки факты подтвердились, стражи законности меры принимают. Так что остается ждать решений арбитражного суда.
Если суд примет решение об отмене незаконных постановлений Гущи и о передаче земельных участков законному владельцу — государственному лесхозу, возникнет любопытная ситуация. Самовольные строения вроде бы надо будет сносить. Однако на практике это вряд ли возможно. Ведь даже самовольные железные гаражи и погреба, которых по Омску тысячи, власти никак не могут «искоренить». С крепостями в Чернолучье, которые охраняют порой целые вооруженные отряды, будет справиться намного труднее. Впрочем, воевать власти вряд ли захотят. Но и если удастся только пресечь практику выдачи незаконных разрешений, это будет победой, считает Лизгунов. Иначе хоромы, коттеджи и просто сауны вскоре заполонят уникальную курортную территорию, и тысячи рядовых омичей лишатся возможности здесь отдыхать.