«Бесплатный проезд предоставляется дуракам и детям лейтенанта Шмидта (при себе иметь удостоверение с печатью президента)».
«Просьба щелкать семечками вместе с кожурой».
«Закрывай, дружище, двери o тебе еще придется ездить на «Газели».
«Что стоишь смотришь! Садись, поехали!».
«Аттракцион: 30 минут страха — и ты дома. Всего за 7 рублей».
«Где-нибудь там и здесь водитель не останавливается».
«У нас o самообслуживание».
«Говори кратко, проси мало, выходи быстро».
«Помни: чем тише ты говоришь, тем дальше едешь!».
«Дверь закрывайте так, как в собственной машине. Не то уши оборву!»
«Двери закрывай вполсилы, как дома холодильник. Не гневите водителя, или он скажет:
«Хлопнешь дверью — умрешь от монтировки».
«Не говори водителю, куда ехать, и он не скажет, куда идти».
«Из-за ветра плохо слышно, поэтому говорите в два раза громче, и не проедете мимо».
«Не отвлекайте водителя! Он и так ездить не умеет!»
Убеждены. брось мы клич среди наших читателей, чтобы они присылали нам рифмованную и нерифмованную «отсебятину», которую пассажир, даже если не хочет, невольно читает, пока едет в маршругке, подобный сборник «фольклора» мог бы смело соперничать со сборниками анекдотов. Но пассажиру нас, как известно, разный. Да и настроение у одного и того же человека, каждое утро садящегося в маршрутку, тоже бывает разным. Сегодня — благодушное», пассажир рад уже тому, что в «Газели» нашлось место. А завтра
он, изучив наклеенные в салоне «перлы», возмутится .
— Как найти управу на эту самодеятельность?! -спрашивает позвонившая на днях читательница,- Уже одно то, что в этих надписях порой абсолютно не соблюдены элементарные грамматические нормы, на мой взгляд, является безобразием. В конце концов, в любой публичной печатной продукции все знаки препинания должны стоять на месте, а все слова должны быть написаны грамотно. Но я считаю, что, помимо несоблюдения правил русского языка, в таких «наскальных надписях» порой читается явное несоблюдение моральных норм. Допустим, я могу еще снисходительно улыбнуться на предмет стилистики гениального двустишия типа: «Чем дверь захлопните вы тише и точней, тем встретит дома вас жена нежней». Но мне не хватает чувства юмора, чтобы
улыбнуться в ответ на обещание ударить меня монтировкой, если я плохо закрою ту же дверь.
Разговор с этой читательницей был длинным. Она припомнила и о незаметно «зомбирующих» наше сознание фильмах и рекламных роликах с элементами насилия. Она говорила о том, что надписи в маршрутах читают и дети, которые тоже невольно усваивают, что язык угрозы -это правильно (раз такое позволяется в общественных местах, коим является транспорт любой формы собственности). Не забыла и об услышанных ею в микроавтобусах частушках-песенках, порой весьма скабрезного содержания. Ну а закончила свой монолог так:
— Я понимаю, что когда человеку важно уехать, то он рад любому виду транспорта и ему безразлично, что написано внутри салона и какие песнитам поют. Но все же должна быть какая-то культура обслуживания — даже у частников! Если бы подобное позволил себе водитель городского автобуса, я бы знала, куда жаловаться, а частникам что, закон не писан? Поверьте, я не ханжа, но всему должен быть предел…
На вопросы омички отвечает первый заместитель директора департамента транспорта Олег Осинский:
— Прежде всего я хотел бы сказать: ничего ханжеского в позиции этой пассажирки нет. Она, может бьгть, чуть более эмоционально, чем обычно, подняла достаточно важный вопрос, касающийся культуры обслуживания пассажиров, элементарного уважения к ним со стороны перевозчика. Омичи знают муниципальные транспортники, признающие, что частник нашел свою нишу в перевозочном процессе, никогда не испытывали эйфории от того, как работают предприниматели. Безусловно, нас больше волнует то, как ведут себя на дороге водители «Газелей» (прежде всего те, что пришли к предпринимателям не с муниципальных перевозок, а невесть откуда). Такие горе-профессионалы делают порой обстановку на дорогах крайне сложной.
Разумеется, город, ГИБДД, РТИ не могут и не вправе допускать такую вакханалию. В нашем центре по работе с частными перевозчиками к фактам нарушений предпринимателями и их водителями перевозочных норм относятся очень жестко. Ну а когда будут приняты «Правила перевозок в городе Омске» (сейчас этот проект находится в горсовете на рассмотрении), у нас появится гораздо больше рычагов влияния на работу частника. В том числе и потому, что одним из важнейших пунктов Правил станет предоставление маршрутов на конкурсной основе. И вот здесь-то город будет учитывать все. И то, как частный перевозчик выполняет нормы культуры обслуживания, также будет играть не последнюю роль.
Однако вышесказанное отнюдь не значит, что сейчас мы совершенно бессильны в отношении частных перевозчиков, не соблюдающих, если можно так выразиться, «культурные стандарты». Омичка, позвонившая в редакцию, совершенно права: подобной отсебятины в муниципальном транспорте нет, поскольку за это водителя наказывают. Не разрешаем мы и музыку (не только сомнительную — любую), поскольку она отвлекает водителя, которому все сложнее работать на наших напряженных магистралях.Здесь уже иной аргумент — самый главный. Поскольку от внимательности водителя зависит безопасность пассажиров. Ну а правила безопасности абсолютно одинаковы и для частника, и для муниципала.
Так что обращаться с жалобами на факты, о которых сказано выше, нужно. Можно позвонить непосредственно владельцу машины (мы требуем, чтобы соответствующие визитки были в каждой частной «Газели»). Можно обратиться в Центр по работе с частными перевозчиками (телефон 24-61-71). Кстати, если вы слышите в салоне неприличные песни, то вправе и сами сделать водителю замечание. Уверен, что в девяносто девяти случаях из ста другие пассажиры вас поддержат. Более того, именно пассажирское неприятие таких фактов быстрее, чем проверки и административные разборки, улучшит качество обслуживания омичей на «Газелях».
Что касается двери в «Газели» (а ведь в основном водительское «творчество» касается именно того, как пассажир ее открывает-закрывает), то я все же сделаю одно пояснение. К сожалению, в «Газелях» ненадежная, крайне уязвимая конструкция дверей. Ну а если «полетела» дверь — микроавтобусу приходится уходить с линии. А от этого страдает не только пассажир, но и водитель. Причем условия договора с владельцем у водителя порой таковы, что любая поломка (даже если она спровоцирована недостатками в конструкции автомобиля и резкими движениями пассажира) бьет по карману именно водителя…
И возвращаясь к необходимости регламентировать частные перевозки, должен сказать: договорные отношения водителя и предпринимателей также нуждаются в серьезном изучении и, возможно, корректировке. Пока же наемный водитель на частном микроавтобусе достаточно бесправен. Вот он и защищается, как может, нелепыми и безграмотно оформленными обращениями к пассажирам. Которые, как уже не раз замечено, чаще всего являются лишь раздражающим фактором.