ТОРГОВЛЮ ЦИВИЛИЗУЮТ ПОСТЕПЕННО

Лишь 30 процентов омской торговли приходится на магазинную

Остальные 70 процентов — на рыночную и уличную. У соседей в Новосибирске и Екатеринбурге это соотношение — 50 на 50. В Москве же пропорция прямо противоположна омской. 70 процентов столичной торговли сосредоточены в магазинах и супермаркетах, и лишь 30 — на рынках и оптовках. Объективные причины известны: уровень жизни у нас ниже названных и многих из не названных здесь городов. А значит, народ предпочитает товары с рынка более дорогим из магазина. Невзирая на преимущества «цивилизованной» торговли — тепло, меньший обман и наличие кассовых аппаратов. Омская мэрия считает, что эти преимущества покупатели еще не прочувствовали. Поэтому расширение «цивилизованной» торговли названо одним из главных направлений в городской концепции развития торговли и общественного питания до 2005 года. Правда, рассказывая об этой программе, заместитель директора департамента городской экономической политики Юрий Чащин успокоил,заверив, что переход будет осуществляться мягко — по крайней мере, оптовки сносить бульдозерами пока не собираются. Экономически давить рынки городские власти тоже не намерены. Но в то же время хотят «стимулировать переход от немагазинных форм торговли к магазинным». Тут надо заметить: если бы муниципалитет и захотел максимально ускорить процесс, то все равно вряд ли что-нибудь вышло. С одной стороны, прямого влияния на предпринимателей нынче нет. С другой — омское народонаселение для стопроцентного «охвата» магазинами явно не созрело.

Оставляя за рынками и оптовками право на существование, муниципальная власть собирается их «оцивилизовывать». Интересное новшество задумано на Левобережном рынке, где над открытыми рядами хотят соорудить своеобразный шатер. Правда, не известны пока ни окончательные его контуры, ни сроки строительства. Все зависит от администрации рынка. И, надо полагать, от работающих там коммерсантов — кто еще даст денег на шатер? Говоря о переходе к магазинной торговле, омские власти предпочитают не упоминать про «отдельные недостатки», вовсю проявившиеся в других городах, и особенно в Белокаменной. Где в дорогих магазинах, претендующих на звание элитных, все чаще обнаруживают товары с вьетнамо-китайских оптовок под маркой фирменных. Понятно, стоят они на порядок дороже. В Омске подобных фактов пока нет.