По крайней мере так казалось, потому что не было в то время таких больших отмелей и сплошных островов посередине реки. А вот, кстати, каков был уровень воды, хорошо видно сейчас по прибрежным сооружениям на левом берегу — до всех этих бортиков и парапетов вода сейчас не доходит даже во время паводка.
Да и грязный он стал, наш Иртыш. Еще бы: столько лет хлестали в него ядовитые стоки промышленных предприятий, дерьмо из разрушенного канализационного дюкера, сваливались обломки отслуживших судов и прочий хлам цивилизации… «Гибнет река, спасать надо!» А как спасать, когда это таких денег стоит? К тому же Иртыш не только сибирская река, но еще и казахстанская, и даже китайская. Тут без совместной договоренности мало чего достигнешь. А то вот уж и холера к нам приплывала… В общем, та еще ситуация: один выливает в воду помои, а другой, ниже по течению, варит на той же воде суп.
ВЫ ЧЕГО ТАКИЕ ДОБРЫЕ?
Хотелось спросить у основателей и руководителей международного проекта под названием «Трансграничное управление водными ресурсами бассейна реки Иртыш»: почему вдруг Сибирь, почему вдруг Иртыш и почему вдруг такой подарок, как финансирование проекта в объеме аж одного миллиона евро?
Один из экспертов проекта, французский гость Алан Гадалья (уже не впервые побывавший в Омске):
— На самом деле, прежде нем добраться до Иртыша, наша организация — Французский экологический фонд — профинансировала уже немало проектов в мире, связанных со спасением и сохранением тех рек, что протекают по территориям сразу нескольких государств. Уже многое достигнуто в Европе, Америке, на Африканском континенте. А распоряжается выделенными финансами Международный офис воды. Причем любой из этих проектов выполняется только в соответствии с меморандумами о сотрудничестве, подписанными этими государствами. Определяем, что надо совместными усилиями спасать общую на всех реку, — рождается проект, просчитывается его смета… А основная цель — сохранить крупные водные артерии мира. не разрушить природный баланс, не осушить реки.
Кстати, на российской территории этот проект начал осуществляться позже, чем в Казахстане. Там исследования по работе гидротехнических сооружений идут уже не первый год. Ведется обучение специалистов, проводится мониторинг состояния реки. Однако общий орган — Российско-Казахстанская комиссия позволяет разработать единый подход ко всем этим вопросам в соответствии с международными стандартами. И сейчас основная зона действия проекта — от границы Китая с Казахстаном до нашей родной Красноярки.
КИТАЙ, ЗАЧЕМ ВОДУ ОТПИВАЕШЬ?
Однако технической стороной дело не ограничивается. И если, например, Казахстан вовсю старается на деньги, выделенные под проект, произвести максимальное количество
работ по урегулированию уровня Иртыша, то, например, Китай не так просто идет на контакт с организаторами проекта и тем более с российской стороной. Честно говоря, вообще не идет.
Напомним «свежую» идею поворота Иртыша почти что вспять. Очень уж глобальная проблема. И наша славная река, если ее не спасут французские деньги вкупе с нашим энтузиазмом, может обмелеть настолько, что станет несудоходной. Вообще. Иртыш наш долгие годы не давал никому покоя. Еще в советские годы обсуждались проекты изъятия части его воды и переброски ее в Аральское море. Или рытья нового канала в южном направлении. Не так давно, в конце девяностых, казахстанский НИИ «Гидропроводхоз» предложил к разработке еще два новых проекта: удлинение Карагандинского канала с последующим доведением его до Аральского моря, а также пополнение обмелевшего озера Балхаш, Китайцы же задумали прорыть канал от верховьев Иртыша до близлежащего озера Упюн-гур, чтобы потом перебрасывать эту воду для промышленных нужд, В общем, от Иртыша уже ничего не осталось бы .. Но все не так просто.
Рассказывает руководитель Омского технического бюро проекта Сергей Костарев:
— Что касается ситуации с Казахстаном, то после проведения исследований и ряда гидротехнических работ уровень Иртыша достатонно отрегулирован- Практически решена проблема с попусками водохранилищ и другие вопросы. Все-таки большей частью от Казахстана зависит объем иртышской воды на территории Омской области. Но если Китай будет без согласования с соседями рыть каналы для своих нужд — это сразу почувствуется, причем далеко не лучшим образом Поэтому мы усиленно привлекаем для участия в проекте и китайскую сторону Ведь как замечательно было бы создать единую гидрологическую модель Иртыша по всей его протяженности, его единую информационную базу! И все это технически оснастить… Тогда можно будет избегать паводковых ситуаций, и не только их. Я, например, видел, как французы оснастили свою Сену -вычислен каждый поворот, каждый перекат, везде установлены регулирующие уровень компактные сооружения. Река не выходит из берегов, не бывает наводнений, никаких ЧП. И Иртыш вполне можно сделать таким, если всем вместе над этим подумать.
Что касается Омска то, если омичи заметили, за последние полтора-два года и у нас паводковые ситуации улучшились, несмотря на позднюю весну, отсутствие ледокола «Капитан Чудинов» (таинственная продажа этого ледокола — отдельная тема — Н. Р.) и обилие зимних осадков. Теперь вот совсем бы без воды не остаться..
ЭХ, ХВОСТ-ЧЕШУЯ!..
Пока что и чешуи, и прилагающихся с ней хвостов в Иртыше предостаточно. Однако кроме возможного омеления существует опасность химического заражения. И если это произойдет, Иртыш вполне сможет попасть в список так называемых «мертвых рек», которых на Земле становится все больше и больше. В связи с этой и другими проблемами на крупном международном заседании, которое состоялось на днях в Омске, высказал вполне официальное мнение заместитель министра природных ресурсов России Николай Тарасов.
— Иртыш надо спасать как можно быстрее! Что касается знаменитой «химпромовской ртути», то тут дело вообще безотлагательное. Казахстанская сторона сейчас срочно ликвидирует последствия ртутного производства, под землей возводятся огнеупорные глиняные замки, чтобы ртуть не попала в грунтовые воды, а с ними — в Иртыш. Производится вывоз, демеркуризация и захоронение грунта, на котором было выстроено предприятие. Сейчас ведется завершение работ по строительству специального саркофага вокруг самого экологически опасного корпуса, поскольку заражение может происходить и через воздух, с осадками. Французские координаторы проекта активно отслеживают этот процесс.
— Мы приехали в Омск обсудить еще и вопрос дальнейшего сотрудничества, — сказал руководитель проекта Аксель Жюпи. — Ведь мало просто создать гидрологическую модель, завершить чисто технические работы… Нынешний проект как таковой скоро заканчивается, нужно приступать к следующей ступени -экологической. И насколько растянется работа в этом направлении -сейчас сказать сложно. Но эта работа крайне необходима.
— Действительно, жизнь заставила осознать, что другого Иртыша у нас никогда не будет, — говорит заместитель начальника ГУПР по Омской области МПР РФ Сергей Полев. — За многие годы над ним столько издевались, что теперь бессмысленно рассуждать, что будет дальше и зачем французам понадобилось нам помогать. Помогают потому, что озабочены более глобальной проблемой: если Иртыш будет отравлен, или обмелеет до предела, или необдуманно повернется вспять — это будет мировая экологическая катастрофа. А на местном уровне со всем этим бороться, как мы, водники, боремся всю жизнь, — нужных результатое еще долго не получить. Кстати, если проект благополучно завершится, мы получим бассейновую модель реки и станет гораздо легче управлять ею. Мы изучали
преимущества такого метода на зарубежных примерах. А в России такой опыт- первый.
Что же, будем надеяться на реальные результаты в «реанимации» нашего Иртыша. Кстати, из кулуарных бесед на этом большом заседании выяснилось, что знаменитый проект, так активно продавливаемый московским мэром Лужковым (о повороте Иртыша на юг, аж до Узбекистана), вызывает, мягко говоря, очень большие сомнения у специалистов. Во-первых, от этого резко может измениться климат. Во-вторых, нет основательной научной базы под таким сложным проектом. И в-третьих, может получиться, что мы просто будем «дарить» эту воду: пока нет ни одного официального международен документа, ни одного запроса «с юга» на тему особой надобности там иртышской воды. Но это уже вопросы большой политики. А гидрологи, экологи, инженеры и юристы вовсю спасают Иртыш. Поистине всем миром.