Самым первым стулом было дерево. Первобытные люди поняли, что сидеть на чем-то лучше, чем на голой земле. Они создавали простейшие табуреты, для того времени это были замечательные и удобные вещи. И в наше время стул больше, чем просто предмет для сидения. Изобретение стула было для человечества значительнее, чем изобретение колеса.
Именно стул как произведение искусства, как квинтэссенция дизайнерской мысли и как источник художественного образа для художников разных эпох стал мотивам для создания выставки «От табурета до трона. Стул: искусство, функция, образ». Открытие состоялось 11 апреля в Музее изобразительных искусств им. М.А. Врубеля. Выставки стульев, касающиеся именно красоты, дизайна, оригинальности стульев, проходили в 60-х годах в Европе, но они затрагивали только современные тенденции дизайна. Новизна этой выставки в стремлении проследить, как произошел переход от искусства к функциональности. Автор выставки Сергей Баранов подошел к стулу как к феномену, который сформировал западную цивилизацию. В западной цивилизации правитель всегда сидел на троне, европейцы хотели быть равными первому и стремились сесть на стул, пример тому итальянские купцы, которые сели на сундук, приделав к нему спинку.
Заглавный экспонат — трон императрицы Александры Федоровны, преподнесенный в 1908 году калмыцкими подданными. Существовал также второй (парный) трон, предназначавшийся для Николая II, но сейчас он утрачен. Традиция дарить троны возникла еще во времена Бориса Годунова.
Кроме заглавного экспоната, в первом разделе выставки еще несколько уникальных вещей из мраморного дворца и Других собраний. Самые ранние из них относятся к XVIII веку, самый поздний — микроминиатюра Анатолия Корненко — выполнена специально для выставки. Она представляет собой копию стула Петра 1 из Коломенского дворца в масштабе 1:25.
Экспозицию дополняют произведения живописи, графики и декоративно-прикладного искусства из собрания музея, а также уникальная мебель из частных собраний.
Вторая часть выставки посвящена феномену «венского стула». В середине XIX века Михаэль Тонет разработал технологию производства мебели из гнутого бука с применением типовых элементов. Это открыло дорогу индустриальному ее производству. До конца XIX века фирма «Тонет» выпустила 50 млн. стульев. На них сидели в Париже, Берлине, Москве, Санкт-Петербурге, Нью-Йорке — практически по всему миру. Недаром венский стул назвали «лонгселлером» (долгожителем). Он выпускается и сегодня, непринужденно вписываясь практически в любой интерьер. Венская мебель породила стиль модерн, а модерн для Омска значит очень много, самые красивые здания города, построенные в начале века, выполнены именно в этом стиле. (20 стульев из собрания В. Селюка и других частных коллекций можно увидеть на выставке).
В современном разделе представлена коллекция финских стульев, выполненная в скандинавском стиле.
Заключительный раздел — стул как образ в произведениях художников. Современные художники делают мебель авторскую, это опять произведения искусства, но с другой стороны. Пройдя через функцию удобства, человек снова возвращается к стулу как к искусству.
Особого внимания заслуживает фотовыставка «Из жизни стульев» М. Чарина и С. Кузьмина из Екатеринбурга. Это событие для Омска, фотография — вид искусства, который нуждается в подаче. Такого уровня подачи у нас в Омске еще не было.
Также здесь можно увидеть троны, кресло, табурет А. Капралова, кресла Д. Муратова, объекты и живопись С. Баранова (Омск), графика Н. Жукова (Новосибирск).
Выставка продолжит свою работу в течение трех месяцев, экспозиция будет постоянно трансформироваться, это особо касается современной части. Запланирован ряд акций, так или иначе связанных со стулом.