Оказалось, мало выиграть конкурс на право выпуска уникального самолета. Надо еще и отстоять возможность выполнять условия тендера.
Судьба этого самолета сейчас повисла на волоске. Война между его лоббистами и врагами достигла пика. Последним высказался премьер, бросив, что пока правительство не принимало решения о выходе России из проекта по выпуску «Ан-70».
Толчок для споров дал главком ВВС Владимир Михайлов, который распорядился приостановить работы по реализации проекта выпуска «АН-70», заявив, что машина устарела. «Полетовцы» с этим, разумеется, не согласны. Михайлов, по мнению заводчан, игнорирует тот факт, что выпуск «Ан-70» на омском предприятии был включен в Госпрограмму вооружения на 2001 -2010 гг. и в государственный оборонный заказ. Вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Елена Панина как-то пообещала, что лично передаст президенту возмущенное письмо «полетовцев» и справку с техническими характеристиками машины. Справка докажет актуальность всего проекта.
В принципе, как говорят на «Полете», завод наращивает объемы и без «Ан-70», ежегодно увеличивая производство на 10-15 процентов. За 2002 год завод выпустил 5 новых самолетов, в то время как вся остальная авиапромышленность страны -лишь 2 {исключая, конечно, экспортные поставки). За последнее время «Полет» провел 4 целевых и 10 полезных запусков космических аппаратов. Перед объединением стоит задача увеличить доходы от предоставления услуг на космические запуски в 2-3 раза. Бережет завод деньги и на земле. 60-70 млн. в год объединение экономит ежегодно от перевода своих котельных на газ.
Готовясь к выпуску «Ан-70», «Полет» уже освоил ряд уникальных технологий. А единственный имеющийся сейчас экземпляр этого самолета недавно прошел испытания по сбросу тяжелых грузов в автоматическом режиме. По убеждению директора завода Олега Дорофеева, если Россия не будет реализовывать проект «Ан-70», то придется закупать европейский самолет аналогичного класса, который только создается и будет, безусловно, дороже омского лайнера. Российская альтернатива потребует также в 3 раза больше вложений.
Для «подстраховки» этого и других амбициозных проектов «полетовцы» предлагают организовать межрегиональную авиационную корпорацию с включением в нее омских предприятий данного профиля.
Напомним, что омичи начали работы по выпуску этого военно-транспортного самолета в 2002 году, а в этом году произошла «закладка первых узлов». Первый «Ан-70» планируется выпустить через два года (первые три машины будут отправлены в Чешскую Республику в счет госдолга Москвы перед Прагой). А через несколько лет «Полет» намеревался выпускать 20 машин ежегодно. Запущенное серийное производство нового самолета позволит создать на предприятии до 3 тысяч новых рабочих мест.
Губернатор Омской области Леонид Полежаев реструктурировал задолженность ПО «Полет» перед областным бюджетом, фактически списав долг на 300 миллионов рублей. Освободившиеся таким образом средства будут дополнительно направлены на организацию нового производства. Тем более, как признались на заводе, федеральный центр пока свои обязательства по финансированию проекта не исполняет. За два года Москва перевела заводу лишь 2,5 миллиона рублей.
Всего на реализацию проекта требуется около 100 миллионов долларов. Сегодня на подготовку производства Украиной и Россией истрачено уже около 170 млн. руб. Напомним, «Полет» получил лицензию на серийное производство «Ан-70» в 2001 году, выиграв тендер, проведенный правительством России.