И в самом деле — почему? Ясно, что таким образом телеканалы зарабатывают деньги. Но ясно и другое: нас они и в грош не ставят. Телезритель не видит ни фамилии говорящего, ни вопросов в игровой программе, ни синхронного перевода. На все это с легкостью накладывается «бегущая строка», которая бесконечно сообщает нам то о наборе крановщиков в Ханты-Мансийске, то о повальных скидках на залежалую бытовую технику. В этом участвуют все омские каналы и, вынужденно, все омское население, хотя тут явное нарушение законодательства.
Изменение, внесенное Госдумой в статью 11 Закона «О рекламе», ставит телевизионный канал перед выбором: или прерывать программы и фильмы не менее чем через пятнадцать минут блоком рекламы, но при этом не гнать «бегущую строку», или давать «бегушку» без блоков рекламы. Но выбора никто делать не желает. Все без исключения телекомпании забивают эфир и блоками, и «бегущей строкой». И закон им не указ.
В начале прошлого года антимонопольное управление проверило три телекомпании, и в каждой обнаружило нарушение законодательства по рекламе. Скажем, рекламу «12-го канала» комиссия антимонопольного управления признала ненадлежащей, выписала штраф в 10 тысяч рублей и предписала прекратить гнать рекламные блоки вкупе с «бегущей строкой». И что же? Руководство канала за собой нарушений не признало, штраф заплатило и не стало ничего прекращать.
«Агава» и «Астра» вели себя не столь амбициозно, как прогубернаторcкий канал, заплатили штрафы в размере трех и одной тысячи рублей соответственно, а через некоторое время принялись снова нарушать закон.
Антимонопольное же управление бессильно.
— А что мы можем? — говорит специалист управления Елена Цынгалова. — Можем опять возбудить дело, снова оштрафовать максимум на 20 тысяч рублей. А что это для того же «12-го канала?» Они и не скрывают, что готовы платить штрафы, но от своего не откажутся.
— Но титры-то «бегущая строка» перекрывает. С этим как-то надо бороться!
— Здесь мы вообще ничего не можем сделать. В законе об этом ничего не сказано. Телезрителям тут могут помочь только законодатели.
Выходит, тупик. Как закрывали от нас титры на экране, так и будут закрывать. Как поддавали децибелов во время рекламы, так и будут. Хотя по закону «при трансляции рекламы ее звук не может быть громче звука транслируемой программы». Этим грешат тоже все телеканалы. А когда им указывают на нарушение, морочат голову проверяющим техническими вывертами. И в антимонопольном управлении лишь беспомощно разводят руками: управы на них нет…