Три часа пополудни. На первый путь станции Омск прибывает поезд «Москва — Улан-Батор». В конце железнодорожной платформы сотрудники линейного управления внутренних дел на транспорте (ЛУВДТ) выставили заграждение. За ним — десятков шесть-семь омичей, жаждущих дешевых товаров.
Пассажиры поезда с восточной внешностью начали выпрыгивать из вагонов задолго до того, как состав затормозил. Картина жуткая.
— Ой, мамочки! Ее сейчас под состав затащит! — закричала пожилая женщина, видя, как худенькая девчонка-китаянка пытается вытащить из-под колес угодившую туда сумку.
— Не затащит! — усмехнулся стоявший тут же мужик. — Они опытные и ловкие.
А с перрона уже раздавалось:
— Полотенца! Куртки! Пледы! — Люди, которым русский язык обычно давался с трудом, почти без акцента выкрикивали слова. Омичи обступили граждан соседнего государства. Началась бойкая торговля.
Попыталась узнать у одной из китаянок, что заставляет их рисковать жизнью, на ходу выпрыгивая из поезда.
— Кусить хочется, -ответила она, как в старом анекдоте.- Китай — работа нет, Омск — покупатель есть, деньги есть.
— Атипичная пневмония в Китае есть?
— Нет, нет! — замахала руками женщина. -Мы не болеем! Благовещенск живем, Китай не ездим!
По всей России, особенно в районах, граничащих с Китаем и Монголией, усилен контроль за распространением атипичной пневмонии. В поездах работают бригады врачей для выявления особо опасных инфекций. Однако, понятно, что проверить состояние здоровья каждого пассажира невозможно. Инкубационный период заболевания — 14 дней. За это время можно заразить полстраны. Так, может, не стоит рисковать и выпускать китайцев из поезда вообще? Может, не стоит допускать омских покупателей до китайских торговцев?
— Мы выставляем ограждение, пытаясь ограничить доступ омичей к китайскому составу, — поясняет находящийся на перроне начальник отдела охраны общественного порядка ЛУВДТ подполковник милиции Виктор Бавыкин. — Но, перекрыв перрон полностью, мы нарушим права человека. Ведь железнодорожные пути не являются закрытой зоной, они открыты для свободного доступа. И дело омичей: рисковать или нет, покупая товар у китайских граждан.
Диктор объявила отправление поезда «Москва — Улан-Батор». И вновь страшная картина: на ходу китайцы забрасывают свои баулы в вагон, на ходу прыгают в поезд. А с перрона разбредаются довольные омичи — кто-то купил демисезонную куртку всего за двести рублей, кто-то плед за сто пятьдесят, а кто-то отоварился дешевыми блузками и сарафанами.
— Плевал я на пневмонию! -высказался молодой парень, разглядывающий только что приобретенную толстовку. — Сейчас приду домой, водки стаканчик жахну, чтобы покупку обмыть, — и никакая пневмония не страшна.
Несмотря на угрозу завозной заразы, на омском вокзале права человека не нарушают.