16 часов вечера в понедельник 19 мая. Омский вокзал напоминает декорацию к роману Камю «Чума»: мрачные кордоны из милиционеров в марлевых масках, люди в похожих на скафандры глухих антибактериальных костюмах из пластика, персонал в белых халатах и изумленно-испуганные лица пассажиров.
Чрезвычайные меры приняты в связи с прибытием в миллионный город поезда номер 53. С него в Красноярске, а затем в Новосибирске сняты два демобилизовавшихся солдата-срочника с симптомами, напоминающими признаки смертельной атипичной пневмонии. Поезд подали на первый путь.
— В целях безопасности никому не выходить, всем оставаться на местах! — командовали милиционеры в разных концах перрона.
Встречающих не было. В вагоны вошли люди в защитных костюмах, вооруженные швабрами и ведрами с обеззараживающим раствором. Их сменили медики, которые пытались обнаружить признаки заболевания.
— Выпустили бы, чтобы продукты купить, — просили пассажиры через открытые окна. Работники санитарных служб отвечали:
— Проверим, тогда выпустим. Наконец выпустили. Перрон приобрел обычный оживленный вид. Но не везде. Последние четыре вагона, в одном из которых ехали заболевшие солдаты, остались наглухо закрытыми.
— Состав переформировали на станции Барабинск в Новосибирской области. Поэтому вагон с военными, который числится в составе под номером 10, теперь стоит последним, — рассказала российский начальник поезда № 57 Галина Нестерова. — Этот вагон украинский, но в нем едут в основном «дембеля», а также несколько гражданских. Ближайшие к нему вагоны закрыты на карантин. Все заболевшие — их было девять человек — из одной части и едут до Сызрани.
Двери злополучных вагонов открылись лишь однажды: чтобы впустить и выпустить людей в скафандрах.
— Смотрите, «космонавты» еще жертву нашли! — воскликнул кто-то.
Все повернулись и увидели, как медики вывели из поезда парня в камуфляже, с сумкой и повязкой на лице.
— Срочно машину «скорой помощи», — закричал в рацию майор милиции. Машина приехала быстро — ждала на Привокзальной площади. Бедолагу увезли. «Еще один сослуживец уже госпитализированных солдат направлен в инфекционную больницу с признаками респираторного заболевания», — пояснил Сергей Выдрин, главный государственный санитарный врач омского отделения Западносибирской железной дороги. — «У него температура выше 37 градусов, внешние признаки ОРЗ, схожие с симптомами атипичной пневмонии».
— Все поезда проблемного восточного направления под особым контролем, — рассказал начальник омского областного управления по делам ГОиЧС Владимир Гуржей. -Поэтому, когда у парней появились признаки, характерные для атипичной пневмонии, проводники сразу же забили тревогу, а соответствующие службы приняли необходимые меры. Вагоны изолированы, их сопровождает сменная группа из медиков и милиционеров.
По унылым лицам карантинных пассажиров было видно, что они не в восторге от принятых мер.
— Я с самого Красноярска не ел, уже сутки, — жаловался один. — А купить продукты невозможно — не выпускают.
— Это безобразие, — вмешалась начальник поезда. — Вагоны закрыты наглухо, мы даже воду не можем передать пассажирам.
Первая же крупная нештатная ситуация на российской железной дороге, связанная с эпидемией атипичной пневмонии, продемонстрировала непродуманность и несогласованность действий, призванных оградить население от опасной инфекции.
— Изолировать изолировали, а про обеспечение самым необходимым не подумали, — Галина Нестерова настроена решительно. — До сих пор руководство всех железнодорожных станций на наши просьбы о помощи отвечает одинаково: питание — не наша забота. И милицию эта проблема не волнует…
Проблему питания решили только в Омске, через полторы тысячи километров после Красноярска. Об этом сказал Владимир Гуржей:
— Чтобы пассажиры не голодали, мы на месте приняли решение: доставлять питание из вагона-ресторана. Передавать его пассажирам будут через группу сопровождения.
Поезд простоял в Омске чуть меньше часа. Запасной вагон, приготовленный на случай переформирования или расформирования состава, оказался невостребованным. По линии центра медицины катастроф пришла информация, что предварительные анализы у снятых с поезда солдат не подтвердились. Однако стопроцентной гарантии, что пронесло, нет. Поэтому вагоны останутся на карантине до самой границы с Украиной, А может, и дальше.