МЕТАНОВЫЕ ТРАГЕДИИ

МЕТАНОВЫЕ ТРАГЕДИИ

На днях на улице Лукашевича взорвался гараж. 43-летнюю омячку-домохозяйку вместе с дочерью госпитализировали в ожоговый центр. Сейчас она находится в реанимации в крайне тяжелом состоянии -сильнейший шок, изуродованное лицо, обожжено практически все тело

Состояние девушки врачи оценивают как средне тяжелое. Ей еще долго придется лежать в больнице — пламя сожгло руки, грудь, спину.

В тот вечер они решили спуститься в погреб, находящийся внутри гаража. Дочь осталась наверху, а мать полезла вниз. Было темно — пришлось зажечь спичку…

По одной из версий, причиной взрыва могла быть утечка газа из газгольдера, находящегося метрах в двадцати от гаражного кооператива. Однако специалисты облгаза уверены -это исключено. Утечки действительно случаются, когда газгольдеры заправляют. Из-за разницы давлений в шланге остается чуть-чуть жидкости. По инструкции, ее сливают в песок. Но никакой опасности остатки не представляют. Много только запаха, газа мало: хоть костер рядом разводи — не взорвется. Скорее всего, виновник трагедии — сама природа. «В весенне-летний период земля отогревается, микроорганизмы начинают бурную жизнедеятельность. Паводок, сырость — в почве идут гнилостные процессы, в результате которых вырабатывается метан, — рассказывает сотрудник управления государственной противопожарной службы Павел Кожухов. -Это бесцветный природный газ, который скапливается в низинах, погребах, подземных инженерных сетях. В определенной смеси с воздухом он способен воспламеняться. Вспышка возможна уже при концентрации 5,28%».

Метановые трагедии для Омска отнюдь не редкость. По статистике пожарных, газовоздушные смеси взрываются у нас 11 -12 раз в год. В прошлом году, например, разнесло часть гаражного кооператива «Север-45». Из-за вспышки в кессоне разлетелись пять кирпичных и три металлических гаража, пострадало шесть автомобилей. Мужчина 1948 года рождения получил страшные ожоги и переломы ребер. В Николаевне как-то взорвался целый песчаный карьер-два человека погибли.

Совсем жуткая история случилась несколько лет назад в городке Нефтяников. Мужчина спустился в погреб и долго не возвращался. Спустя некоторое время на поиски отца отправился сын — тоже не вернулся. Когда мать обратилась за помощью, было уже поздно. В погребе обнаружили два трупа — отравились метаном.

«Существуют давно отработанные меры безопасности, — рассказывает первый заместитель начальника управления по делам ГоиЧС Вячеслав Пеков. — Взрывоопасную концентрацию газовоздушной смеси можно определить только при помощи специальных приборов. Метан не имеет цвета и запаха, он невидим. Поэтому сварщики, газовщики, связисты под землю без заключения экспертизы не спускаются. Обязательно надевают шланговые противогазы — трубкой наружу, поодиночке никогда не работают. К сожалению, обычные жители о метане не всегда знают…

Естественно, далеко не у каждого омича имеется шланговый противогаз, не говоря уже о специальных приборах. Однако проветрить погреб прежде, чем в него спуститься, согласитесь, не так уж сложно». Специалисты рекомендуют держать открытыми погреба и кессоны два-три дня. И только потом спускаться вниз. Спички не зажигать, под землей ни в коем случае не курить. Если в погреб необходимо попасть как можно быстрее, следует самим организовать проветривание: поднимать вверх-вниз пустое ведро, привязанное к веревке, на протяжении двух часов.

При большом желании стенки погреба можно забетонировать, тогда метан сквозь них не проникнет. Но практика показывает — это слишком дорого и хлопотно.