В середине мая пресс-служба мэрии распространила сообщение о подведении итогов декадника по благоустройству и санитарной очистке Омска. От множества цифр в нем рябит в глазах. Нам в очередной раз рассказали, сколько десятков тысяч тонн мусора было вывезено, сколько сотен тысяч людей удалось вывести на улицы, сколько миллионов квадратных метров дорог очищено.
А город все равно грязный. Неприлично грязный. И никакие декадники, субботники и воскресники не могут изменить ситуацию. Не изменят ее и «средники», о проведении которых сообщается в том же пресс-релизе. Интересно, кто автор этого фантастического неологизма, открывающего небывалый простор для творчества в области русского языка? Надо полагать, скоро у нас дойдет очередь и до понедельничников, вторничников, четверговников, пятничников…
На прошлой неделе с сокрушительной критикой на мэрию обрушился губернатор Леонид Полежаев. Леонид Константинович потребовал от муниципальных властей введения в Омске чрезвычайного санитарного положения. И теперь даже правоохранительные органы подключатся к решению коммунальной проблемы — им поручено составлять ежедневные сводки о состоянии городских улиц.
Реакцию главы области понять можно, на носу губернаторские выборы и, согласитесь, обязательные при подобных обстоятельствах реляции о крупномасштабных достижениях региона на фоне зловонных помоек и общегородской разрухи выглядят как-то неубедительно. Хотя, конечно же, губернатор прав — позорную ситуацию терпеть дальше нельзя. Другой вопрос, можно ли что то изменить с помощью чрезвычайных мер?
Ведь на самом-то деле есть до смешного простой способ решения мусорной проблемы: надо убирать город каждый день. Для этого у нас существуют коммунальные службы. И если они будут исправно выполнять свою работу, не понадобятся никакие декадники и средники.
Например, в доме, где я имею счастье проживать, с осени до весны не было дворника. Можете себе представить, что творилось на прилегающей территории. Старший по дому обращался в администрацию Центрального округа, но там ему сказали, что проблема эта — глобальная: 40% домов в округе обходятся без дворников. Не идут люди на маленькую зарплату. Так откуда, скажите, взяться чистоте, если дворы наши не убирают месяцами?
Вообще-то, муниципальная власть существует именно для того, чтобы поддерживать порядок в городе. А иначе зачем она нужна? Кроме того, мы выбираем еще депутатов городского совета — чтобы они контролировали работу исполнительных органов. Почему же ни разу не проводился серьезный анализ положения дел в набившей оскомину санитарной сфере?
Впрочем, анализировать особо нечего — теоретически возможны лишь две причины творящегося безобразия либо профнепригодность чиновников, либо элементарное отсутствие у мэрии средств на выполнение основных своих функций. В последнем случае для решения проблемы, очевидно, придется вступать в конфликтные отношения с областной властью, которая и делит все деньги. В конце концов, миллионный город не может годами жить в режиме чрезвычайной ситуации.