Если верить статистике, то каждый день в Омске совершается около шести квартирных краж. Милиционеры утверждают, что это не так уж много. Говорят, в черном списке самых обворованных городов России мы находимся где-то посередине. Однако власти не теряют надежды добиться более благополучных результатов и постоянно озабочены поиском новых технологий борьбы с преступностью. К примеру, два года назад они обратились к правительству Великобритании с просьбой помочь в этом плане. Англичане растрогались и выслали в ответ… маркеры, фонарики и некоторую сумму денег.
Оказалось, этот незамысловатый набор держит в страхе тамошних домушников уже добрый десяток лет, а жители туманного Альбиона все эти годы не нарадуются безопасности того, что нажили непосильным трудом.
Действует изобретение примерно по следующей схеме. Всем желающим омичам предлагается пометить маркером свое добро. На вещи наносится специальный код — номер улицы, дома, корпуса и квартиры. Он невидим и практически не может быть уничтожен. Затем на двери лепится яркая наклейка «Имущество в данной квартире имеет охранную маркировку». Предполагается, что, увидев ее, вор испугается и откажется от затеянного. А если не передумает и все-таки украдет помеченное, то вероятность того, что вещь вернется назад хозяину, существенно увеличится. Рано или поздно она всплывет, милиционеры высветят код «ультрафиолетовым» фонариком и возвратят украденное законному обладателю.
Чтобы оценить реальную эффективность вышеописанного, в городе выбрали три подопытных округа. Кировский — с высоким уровнем краж, Советский — со средним и Центральный — с низким. Сначала их «промаркируют», а потом в течение года здесь будут отслеживать динамику воровства. Если эксперимент удастся — английскими маркерами разрисуют всю область. Внедрять нововведение в народ послали сотрудников КТОСов и домовых комитетов. Дескать, они к нему ближе всего. «Вечерка» тоже решила поучаствовать в процессе внедрения и отправилась в самый ударный КТОС — «Левобережный-5».
Здесь в каждом доме уже успели «разрисовать» по 35-40 квартир. Такой успех председатель Валентина Максименко объясняет следующим образом; «Шибко крутые, как, например, в одиннадцатом микрокрайоне, у нас не проживают. В основном средний класс и пенсионеры. А для них программа как раз и предназначена».
— По-разному люди реагируют, конечно, — вздыхает председатель домового комитета Ольга Ларионова. — Кто-то звонит, говорит: почему к нам не приходите? А кто-то двери перед носом захлопывает.
Мы берем маркеры, фонарики наклейки и выбираем еще не подготовленную девятиэтажку — обычный дом на улице Взлетной. «Так у меня, дочки, и воровать-то нечего», — отмахивается от нас пожилой мужчина. «А телефон, дедушка, а телевизор?» «А кому они нужны, — упирается пенсионер, идите к богатым».
Соседи тоже дают от ворот по ворот: «Мы в квартиру воров не водим!» — «А вдруг через форточку залезут?» — «Это наши проблемы, не мешайте».
Удача улыбнулась только в восьмой по счету квартире, где мы побывали. Пенсионерке Нина Егоровна долго рассматривала маркер с фонариком долго слушала, долго рассуждала. «Живем как волки, с соседями не общаемся, вынесут все -никто и не заметит». Но окончательно сдалась только при слове «бесплатно». Зато другая пенсионерка — Евдокия Михайловна — маркерами живо заинтересовалась. «Воруют, хулиганят, — посетовала бойкая бабушка. — Вон стекло недавно в подъезде разбили, перила оторвали — вы запишите там себе, раз говорите, что из КТОСа пришли». Под ее чутким руководством мы разрисовали телевизор, телефон и холодильник. «Картина в зале висит — тоже пометьте, — попросила Евдокия Михайловна, — племянник прислал, сам нарисовал — красивая…»
В другом подъезде желающих было еще меньше. Самые распространенные ответы: «Не хотим, и все», «Мы двери даже милиции не открываем, а вам не верим тем более». В гости нас пригласила только Надежда — завхоз одной из городских больниц. Она пометила телевизор, телефон, велосипед и пожаловалась, что недавно на работе стащили компьютер. Мы расчувствовались и подарили симпатичному завхозу маркер — пусть и казенное добро с концом не пропадает!
Звонить в последнюю квартиру жильцы нам отсоветовали: «Там, кроме пустых бутылок, и маркировать-то нечего, зато услышанное надолго запомните!»
Итак, результат: три квартиры из двух подъездов. «Это потому, что многие на работе и старших по подъезду сейчас дома нет, — Объяснила Ольга Ларионова. — А они у нас знают, как найти подход к людям». Кстати, наклеивать на двери предупреждение напрочь отказываются. Дескать, оно, наоборот, привлечет грабителей. Или будет действовать на них так же, как шутливое предупреждение для угонщиков: «Осторожно, автомобиль охраняет клоп-спидоносец!»
— Мы особо и не настаиваем, — говорит руководитель проекта, начальник кафедры криминологии и профилактики преступлений Омской академии МВД Росcии Анатолий Иващенко. — Но уже точно знаем — некоторых воров наклейка привела в замешательство. Ведь их задача — похитить имущество тайно, чтобы оно не имело за собой никакого следа.
А вот наше, сугубо субъективное мнение: любому вору что наклейки, что маркировка, как говорят в народе, глубоко по барабану. Вынес, перепродал — и ищи потом ветра в поле. «Пострадавшим важнее в первую очередь вернуть свое имущество, а не наказать вора, — убеждает нас Иващенко- — Милиция на самом деле работает эффективно, находит очень много краденого, но зачастую даже не знает, кому оно принадлежит. А по коду хозяин легко отыщется».
В самом обворованном городе — Москве — систему маркировки, между прочим, тоже как-то применяли. Но она там с треском провалилась. Воруют по-прежнему. «Это потому, что в столице не смогли грамотно организовать проект, превратили его в разовое мероприятие. Мало иметь деньги, нужно знать, как их толково потратить», — опять резонно возражает Анатолий Иващенко.
У нас британские деньги потратили на создание Центра по предупреждению квартирных краж, показ рекламных видеороликов, изготовление листовок и плакатов. Первые разносят по квартирам те же старшие по подъездам, вторые вывешивают в наиболее людных местах. Есть среди них шедевр, адресованный непосредственно грабителям. Вверху плаката шикарная квартира, внизу — решетка тюремного изолятора. И надпись: «Попытка кражи из чужого жилища может привести к смене своего жилища». «Информирование населения о методах и средствах защиты жилья — тоже один из этапов проекта, — объясняет Анатолий Иващенко. — Почему-то все говорят только о маркерах и фонариках, а это всего лишь малая часть программы. Главная же наша задача — развитие гражданской инициативы. Люди по привычке надеются на правительство, ЖКХ, милицию — да на кого угодно! Но государство сегодня не в состоянии сберечь их имущество. Да и каким образом? Железные двери, решетки и сигнализацию, что ли, всем поставить? На какие средства? Нужно привыкать заботиться о себе, своем добре самостоятельно. А у нас что происходит? Среди бела дня выносят вещи из чьей-то квартиры — соседи не реагируют, думают, кто-то переезжает. Чужие люди в подъезде постоянно болтаются — жильцам все равно. В структуре преступности кражи, кстати, занимают первое место в России. А бороться прежде всего необходимо с нашим безразличием».