ГРЯДЕТ ПЕРЕДЕЛ АПТЕЧНОГО БИЗНЕСА

ГРЯДЕТ ПЕРЕДЕЛ АПТЕЧНОГО БИЗНЕСА

из-за ужесточения требований к содержанию аптечных организаций

30 марта 2003 года вступил в силу приказ Минздрава России № 80 «Об утверждении отраслевого стандарта (ОСТа) «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях». В соответствии с ним значительно изменены требования к содержанию аптечных организаций, и особенно к минимальной площади помещений. Наиболее жесткие требования предъявлены к аптечным киоскам и пунктам. Все это, по мнению представителей аптечного бизнеса, приведет к реорганизации многих аптек, а также к сокращению количества аптечных пунктов и киосков. Мелкие бизнесмены будут вынуждены уйти с рынка. Кроме того, повысятся цены на лекарства.

До выхода Правил отпуска лекарственных средств существовали лишь рекомендуемые стандарты содержания аптечных организаций. В частности, минимальная площадь аптеки требовалась не менее 70 кв. м., аптечного киоска — не менее 12 кв.м., пункта — не менее 10 кв. м. Теперь общая площадь аптеки в городе должна быть не менее 90 кв. м., в селах — 66 кв. м., аптечного пункта, соответственно, не менее 70 кв. м и 60 кв. м., аптечного киоска, вне зависимости от того, где он расположен — в городе или в сельской местности, — не менее 60 кв. м.

Кроме того, отныне наличие санузла, помещений для приемки, расфасовки, хранения лекарств, бытового помещения и гардероба требуется не только для государственных аптек, но и для коммерческих, а также для киосков и пунктов, как коммерческих, так и государственных. Возглавлять фармацевтическую организацию должен провизор. Исключение сделано только для сельской местности, где аптечную организацию может возглавлять и фармацевт. Еще одно существенное новшество в том, что в аптечных организациях должны быть должностные инструкции. Жестче стали требования по охране аптек, пунктов и киосков: в каждой аптечной организации должен быть не просто сторож, а охранник.

Справка

По данным комитета по фармацевтической деятельности и производству лекарств Омской области на первое января 2003 года в Омской области была зарегистрирована 271 аптека. В том числе государственных 113, принадлежащих юридическим лицам — 67, образованных при лечебно-профилактических учреждениях — 25, ведомственных — 5, других — 128. Аптечных пунктов зарегистрировано 784. Из них с правом на производство лекарств на базе государственных сельских аптек — 15, без права на производство лекарств — 769. В том числе государственных 180, коммерческих — 589. Аптечных киосков — 57. Из них 14 государственных, 43 — коммерческих.

Век киосков и пунктов закончился

Аптечные киоски и пункты стали расти как грибы после дождя в конце 90-х годов прошлого столетия, когда был принят Закон РФ «О лекарственных средствах». В нем предусматривалось несколько видов аптечных организаций: аптечные киоски, пункты, магазины и аптеки. Киоски и пункты стали появляться повсеместно: в аэропортах, на вокзалах, в магазинах. Немало таких аптечных организаций появилось и в сельских районах. Пункты и киоски открывались от государственных аптек, при лечебно-профилактических учреждениях, а также как самостоятельные коммерческие сети. Открывать их было выгодно: большой потребительский спрос, а главное — сравнительно мягкие стандарты их содержания.

Введение же почти два месяца назад ОСТов привело к тому, что многие пункты и киоски стали закрываться и в городе и в селах. «Минздрав России существенно увеличил минимальные нормативы площадей аптечных организаций, особенно киосков и пунктов. Естественно, 60 кв. м. для аптечного пункта, расположенного в сельском районе, слишком много. Содержание такого пункта будет требовать много затрат. А ведь в селах оборот лекарств меньше, чем в городе», — сказала заместитель председателя комитета по фармацевтической деятельности и производству лекарств Омской области Татьяна ЛИЗУНОВА.

Закрывают аптечные киоски и пункты, как правило, индивидуальные предприниматели, у которых несколько таких аптечных организаций. А также те, у кого две-три аптеки и по столько же аптечных пунктов и киосков. «У нас несколько аптек и один аптечный пункт в сельскохозяйственной академии. Мы вынуждены будем его закрыть, так как он не отвечает требованиям ОСТов по площади», — посетовала индивидуальный предприниматель. Процесс «свертывания» деятельности мелких аптечных точек затронет и государственные аптечные организации, так как затраты на расширение площади слишком большие.

И площадь не спасет

Несмотря на нововведения, повального закрытия киосков и пунктов, тем не менее, не будет, так как те, кто уже имеет лицензию, вправе действовать до окончания ее срока. Правда, это не освобождает от выполнения всех требований ОСТов, за исключением требований к площади. Поэтому, если площадь аптечных организаций вполне соответствует ОСТам, но, при этом в помещениях нет гардероба, санузла, места для приемки и хранения лекарств и не будет возможности их, скажем так, ввести в действие, то владельцы аптечных организаций будут вынуждены закрыть свои торговые точки еще накануне повторного лицензирования.

Кстати, многие предприниматели весьма возмущены по поводу того, что в помещениях аптечных пунктов и киосков, открытых в магазинах, учебных заведениях и так далее, должны быть бытовые помещения и санзузлы. Ведь они есть в самих магазинах. По словам Татьяны ЛИЗУНОВОЙ, поскольку сотрудники таких аптечных организаций пользуются, как и персонал тех же магазинов, общими бытовыми помещениями, и это, естественно, влечет нарушение санитарно-гигиенических требований, то Минздрав и решил прописать соответствующие нормы для аптечных организаций.

Крупным «игрокам» повезло

Процесс закрытия киосков и пунктов практически обойдет стороной крупные фармацевтические компании: у них развита сеть в основном только аптек. «Политика нашей компании — открывать только аптеки. Какое-то время у нас был один аптечный пункт, но мы его закрыли, так как это оказалось неперспективно», — отметила менеджер по фармацевтической деятельности ЗАО «Аптека «Здоровье» Ирина КРИВЦОВА. Кстати, по словам руководителя маркетингового отдела ЗАО «Здрава» и компании «Фармекс» Сергея КОЧЕТКОВА, только одна большая аптека дает оборот пяти-десяти киосков.

Некоторые крупные коммерческие фарморганизации помимо развитой аптечной сети имеют и широкую сеть пунктов и киосков. Но, в таких структурах большинство аптечных точек уже соответствует ОСТам. Поэтому, если крупным организациями и придется закрывать свои пункты, то буквально в единичных случаях. И то, для них это будет практически безболезненно.

— Только несколько наших аптечных пунктов не соответствуют требованиям ОСТов по площади, — сказала директор аптечного холдинга, фармацевтической компании «Мадлена» Ольга ШАКИРЗЯНОВА. — Закрыв его, а также другие пункты, мы ничего не потеряем. Ведь и в городе, и в районах области перестанут действовать многие аптечные киоски и пункты. А значит, у нашей сети будет больше клиентов. Потери у компании могут быть не из-за увеличения минимальных нормативов площадей, а из-за того, что может быть сокращен ассортимент товара, который можно реализовать через аптечные пункты.

Аптекам поздоровится

Что касается аптек, то их количество уменьшится совсем не намного, так как сеть таких аптечных организаций принадлежи в основном государству и крупным коммерческим фармацевтическим компаниям. А их аптеки и до введения ОСТов имели большие площади, санузлы, бытовые помещения и так далее. «Развивая сеть своих аптек, наша компания изначально ориентировалась на большие площади, поскольку на маленьких коммерческий оборот меньше» — подчеркнул Сергей КОЧЕТКОВ.

Некоторые же аптеки просто изменят статус — будут переоформлены как аптечный пункт или киоск. Такое будет происходить в тех случаях, когда аптека, имеющая и санузел, и бытовые помещения, и гардероб, и кабинет для руководителя, не соответствует требованиям ОСТов по минимальному нормативу площади для аптек, а по нормативу для аптечных пунктов — соответствует. То есть, аптека площадью 60 или 70 кв. м. будет считаться аптечным пунктом или киоском. Правда, тогда будет уменьшен ассортимент продукции.

В общем, введение ОСТов приведет к изменению структуры аптечных организаций. Сначала значительно уменьшится количество аптечных киосков и пунктов. В дальнейшем же, по мнению многих бизнесменов, крупные компании постепенно начнут расширять свои сети аптек, так как омский рынок не перенасыщен лекарственными препаратами и аптек не хватает. Кроме того, нововведения повлекут за собой повышение цен на лекарственные средства. Причем не только в связи с тем, что возрастут расходы на привлечение в аптечные организации провизоров, охранников, а в отдельных случаях на расширение площади.

Черный рынок расцветет?

Практически все крупные бизнесмены, в отличие от мелких, одобрили новые требования. «Мы довольны новыми правилами, так как были готовы к более жестким требованиям. Они вполне логичны и цивилизованны. Политика государства направлена на развитие цивилизованной фармацевтической деятельности. Во всем мире, открывая аптеки, упор делают не на количество, а на качество», — отметил КОЧЕТКОВ.

Как сказала Татьяна ЛИЗУНОВА, Минздрав России пошел на ужесточение требований и увеличение минимальных нормативов по площади, чтобы признать самостоятельные сети аптечных киосков и пунктов, открывающихся и не от государственной аптечной службы, и не от крупных коммерческих компаний. (Хотя, по ее словам, после выхода ФЗ «О лекарственных средствах», в Минздрав России поступали предложения из многих регионов страны о том, чтобы такие аптечные организации открывались обязательно от стационарных аптек, в которых есть помещения для хранения лекарственных препаратов. В этом случае не надо было бы увеличивать площади киосков и пунктов). И, в первую очередь, для того, чтобы сократить поток фальсифицированной продукции.

Ольга ШАКИРЗЯНОВА же считает: маловероятно, что новые требования приведут к сокращению реализации фальсифицированной продукции. Более того, по ее мнению, будет развиваться черный рынок. Те же сельские аптекари, приезжая в город, будут закупать лекарства, а потом перепродавать их сельчанам. Сначала это будут делать из благих намерений, «чтобы люди не умирали». А потом, все это выльется в непрофессиональный оборот лекарств. «Увеличивая нормативы минимальных площадей, мелких предпринимателей поставили вне закона. Логичнее было бы просто ужесточить контроль. Тогда бы развивалась честная конкуренция», — подытожила ШАКИРЗЯНОВА.