Либеровские пастели будто светятся изнутри. Они и есть главное наследие художника, созданное более чем за семь десятков его девяностолетней жизни.
СУБЪЕКТИВНЫЙ ВЗГЛЯД
Незадолго до смерти Либерова мне повезло писать о нем, как о почетном гражданине Омска. Договориться о встрече оказалось легко, и уже через пару дней, вооружившись сведениями из толстого альбома, я была возле старинного серого дома на задворках драмтеатра. Дверь открыла жена художника, Александра Ивановна, маленькая женщина с прической чеховской героини, — искусствовед и первый ценитель творчества мужа.
Разговаривать было трудно, особенно поначалу. Заготовленные заранее вопросы Либеров напрочь игнорировал -все стрелки переводил на отца. Долго о нем вспоминал, смотрел отстраненным взглядом, целиком переместившись в прошлое. На столе в рамочке стояла фотография Николая Дмитриевича Либерова, врача-диагноста, возглавлявшего кафедру в Омском мединституте. Методом диагностики профессора Либерова пользуются до сих пор, а на базе одной из городских больниц действует кафедра пропедевтики внутренних болезней его имени.
В коротком диалоге Алексей Николаевич предстал философом.
— Откуда в Вашем творчестве эти особые цвета?
— Наверное, от природы. Тучи, дождливость, туман — это мое, все по-своему красивое. Человека красота греет…
— Вы в Бога верите?
-Никогда не верил. Верю в жизнь, в красоту, это и есть моя религия.
— У Вас есть любимые работы?
— Сегодня одни люблю, а завтра — другие. Изменчивость, наверное, свойственна художникам. Что-то удается, что-то нет, но работать я люблю.
В Либеров-центре сегодня экспонируется 13 картин мастера, в музее имени Врубеля можно увидеть считанные единицы. С десяток пастелей украшают вестибюль горсовета. Трудно разобраться, кто в этом виноват, но в большинстве своем либеровские творения для почитателей его творчества остаются недоступными…
ГЛАВНАЯ РЕКА
В своей жизни Либеров видел и писал много рек — Томь, на берегах которой родился, Обь и Тобол, Дунай, Рейн с Эльбой, но любимой рекой всегда оставался Иртыш.
В 15 лет Алексей Либеров оказался в Омске. Здесь учился, посещал студию В.И Уфимцева, иногда зарабатывал на жизнь рекламой. На шлюпке «Карамба» переправляйся на левый берег Иртыша писать этюды: лодки с тралами, грузчиков, юрты заезжих киргизов. Потом в складчину была куплена яхта «Шалунья».
В конце сороковых яхту сменил старинный велосипед с большими колесами. К нему прикручивался огромный этюдник с красками. Комплект составляли треножник-подставка и высокий зонт, до сих пор хранящийся у Либеровых на балконе. Изо дня в день художник проезжал десятки километров до Красного Яра, неизменно возвращаясь по вечерам домой.
У Либерова мало портретов, он почти не писал заказов. Так и не увидели свет «Сталин на Ржевском фронте» и «Достоевский в омской ссылке». О творческой деятельности отчитывался пейзажами.
Всех либеровских работ, посвященных Иртышу, не перечислишь. «Лето» — изгиб реки в районе Екатериновки, «Над Иртышом» — высокий берег под Краснояркой, куда он так часто ездил на этюды. Известна многим картина «Матери» — на берегу сидят женщины, а вдалеке возвращается с фронта безногий солдат.
Последняя работа тоже с рекой. Это небольшого размера полотно, где сам Алексей Николаевич — в лодке, издали он кажется маленьким и беззащитным. Все в серой дымке, ярким пятом выделяется только красный шарф художника. Развеваются по ветру длинные седые волосы. Либеров плывет в никуда. Удивительный художник.