Эксперимент по индивидуальному обучению детей, пишущих левой рукой, в школе-гимназии № 26 начался тринадцать лет назад. Преподаватели и психологи пошли по стопам петербуржцев, решив не переучивать левшей строчить правой рукой, а развивать в них способности, заложенные природой. Они опередили знаменитый приказ Министерства образования, где столичные чиновники рекомендовали школам не превращать левшей в правшей. В каждом ребенке заложена своя стратегия мыслительных операций в зависимости от его природного склада мышления — образного или логического, — поясняет руководитель федеральной экспериментальной площадки Ирина Радько. — Не только левши обладают образным типом мышления. Просто леворукость — один из физиологических признаков усиленной работы правого полушария мозга, которая отвечает за образно-абстрактное мышление. «Образнику» очень сложно заучивать формулы и правила. Такому ребенку нужно представить целое, потом он сам выделит детали. А при аналитической системе образования, которая действует в нашей стране, его заставляют многое заучивать. Школьник нервничает, отсюда проблемы с обучаемостью и как следствие — со здоровьем.
В 1994 году в гимназии № 26 организовали отдельные классы для левшей, для детей, пишущих правой рукой, и для школьников с одинаково развитыми полушариями мозга. Естественно, получив согласие родителей. Но от этой системы пришлось отказаться: между разными группами могло возникнуть не понимание. Стали набирать смешанные классы, в которых для «образников» и «логиков» преподавали по-разному. Обязательную программу все учащиеся получают одинаково, только задания истолковываются в зависимости от образа мышления ребенка. Преподавателю приходится в одном классе объяснять материал на «разных языках».
Сейчас из 1300 детей, учащихся в гимназии, более 200 левшей, которые ездят сюда даже из Омского района- По наблюдениям школьных психологов благодаря новой методике ребятишки лучше обучаются и меньше болеют. Впрочем, серьезными медицинскими исследованиями никто не занимался.
— Мы пытались привлечь внимание медиков, — комментирует заместитель директора по научной работе Ирина Рукавичникова. — Но на исследования нужны немалые деньги, а откуда они у бедной школы?
Есть и другая сторона медали. В каждом из обучающихся здесь детей педагоги развивают индивидуальность. Однако так преподают только в единственной школе Омска. И нет ни одного вуза, колледжа или техникума, который бы работал по аналогичной методике. Оценить опыт коллектива энтузиастов можно будет через два года, когда гимназия №26 выпустит первых левшей.