"СИБИРСКИЙ ТРАНЗИТ": ОСТАНОВКА В ОМСКЕ

«СИБИРСКИЙ ТРАНЗИТ»: ОСТАНОВКА В ОМСКЕ

Колесо... Это слово часто звучит рядом со словом "история". И тут же возникают ассоциации с гоголевской бричкой и рассуждениями мужиков, докатит ли она Чичикова из пункта А в пункт Б? Для омичей - это символ нашумевшего намедни фестиваля "Сибирский транзит", стартовавшего три года назад в Новосибирске, в прошлом году сделавшего остановку в Иркутске, и вот сегодня - в Омске

По словам Александра Калягина, председателя Союза театральных деятелей России, для участников нынешнего «транзита» большая честь играть на сцене старинного сибирского города, а перспективы роста и развития фестиваля неисчерпаемы.

Локомотив «транзита» мощно прикатил в Омск, промелькнули вагоны интересных спектаклей, и вот мы уже машем вслед последнему «Мы счастливы, что зритель с нами, и вместе мы сможем сделать этот мир чуточку добрее и лучше» — прощается со зрителем программка барнаульского театра.

ДЕВЯТЬ ДНЕЙ ОДНОГО ФЕСТИВАЛЯ

— О ПРИХОДЕ зимы раньше сообщала погода, а теперь — письмо из Новосибирска от дирекции фестиваля «Сибирский транзит», — улыбается обаятельная Марина Дмитревская, председатель экспертного совета фестиваля.

Семь ведущих театральных критиков, исколесив Сибирь, просмотрев 48 спектаклей, выбрали, наконец-то, 15 лучших. И завертелось праздничное колесо: Барнаул, Норильск, Улан-Удэ, Новосибирск, Томск, Иркутск. За 9 фестивальных дней столько счастливых встреч! Спектакли, мастер-классы, встречи с критиками, традиционные актерские капустники. Само слово «фестиваль» в переводе с латинского означает праздник, значит, новое, лучшее, интересное. Родоначальник «Сибирского транзита», он же его продюсер, он же директор известного театра «Красный факел» Александр Кулябин убежден, что для актера очень важно не сидеть на месте.

— Этот фестиваль мы уже окрестили актерским. Уникальность «Транзита» не в престижных премиях, они импровизационные. Главное — себя показать и других посмотреть. Театральная Сибирь становится одной семьей, и это здорово!

МЕШКИ В ГАРДЕРОБЕ

Колесо «Транзита» продолжает свой сибирский маршрут, и его следующей остановкой будет Томск, отмечающий на будущий год свое четырехсотлетие.

— Можно сэкономить, — шутил на закрытии директор Омской драмы Виктор Лаиухин, передавая символ фестиваля.

— Добавьте к указателю Омска всего лишь одну букву.

— Это не дешево! Т-ворчество,Т-алант -это бесценно!- отвечал Сергей Захарков, руководитель Департамента культуры Томской области.

Действительно, фестиваль дорогого стоит.

Норильский режиссер Александр Зыков рассказывал, что, когда приехал в заполярный театр, очень удивлялся большим мешкам в гардеробе. По Станиславскому театр начинается с вешалки. И все же? Оказывается, ни в одном городе женщины не приходят на спектакль такими нарядными и красивыми, как в Норильске. Шагнув из северного бурана и мороза за театральный порог, снимают с себя тысячу теплых вещей, чтобы красавицами впорхнуть в зрительный зал. Как же нужно работать, чтобы не обмануть их ожиданий?! Аплодисменты — это своеобразная прибавка к театральным зарплатам, а сам спектакль — что-то сиюминутное, ускользающее, но в то же время вечное. От репетиции к репетиции, от встречи до встречи со зрителем.

Омск принимал 11 театров из 8 сибирских регионов. Кроме участников, была на фестивале и внеконкурсная работа Центра современной пьесы «Театр. doc» из Москвы. В общей сложности около 500 гостей.

Встретить, разместить, сделать так, чтобы все чувствовали себя, как дома, — не самое сложное, — анализирует после фестиваля Виктор Лапухин. — Оказалось, труднее подвести и итоги, определить, какой спектакль лучший, кому присудить премии. Многие предлагали, чтобы в будущем на «Сибирском транзите» вообще не было наград. Раздумывал, может, и вправду не надо было предлагать три дополнительные омские премии? Гран-при фестиваля, «Крылатого гения» и «Дебют»? На прошлом фестивале в Иркутске наш актер Валерий Алексеев получил премию журналистов. Вышло так, что во время просмотра кто-то учредил, утвердил, выделил деньги. Но ведь и без наград нельзя. Одно дело, если сегодня актеру скажут, как здорово он играл вчера, а завтра забудут. И совсем другое, когда у него будет звание лауреата фестиваля. Роль жюри очень ответственна, хотя мнение каждого его члена субъективно. Может быть, в экспертном совете и в жюри должны быть разные люди, как это бывает на «Золотой маске»? Итоги подводят одни, спектакли отбирают другие. Профессиональных критиков в России много.

ПОД ЗАНАВЕС

Марина Дмитровская призналась, что у нее было много счастливых минут на нынешнем фестивале.

— Большая радость — спектакль Алексея Песегова, театра небольшого сибирского города Минусинска «Наваждение Катерины». Незабываема встреча со «Школой с театральным уклоном» норильского режиссера Александра Зыкова. Порадовалась хорошему началу режиссера из Барнаула Володи Золотаря, показавшего «Великодушного рогоносца», за блистательную работу Олега Головко в этом спектакле, за творческий рост актера Дмитрия Мальцева. Здорово, что в провинциальную режиссуру стали приходить образованные молодые люди — Артур Офенгейм из Иркутска, Анатолий Праудин, сотрудничающий с омским «Пятым театром».

— Что вы скажете о спектаклях омичей?

— Безумно люблю Омскую драму и всегда искренне радуюсь встрече с ее замечательными актерами. Еще раз с наслаждением посмотрела «Чичикова». Мне знаком и «Пятый театр», молодцы, что отважились позвать на постановку одного из самых интересных режиссеров среднего поколения. Но мне показалось, что у «Женитьбы» не случился сценический успех. Необычайно интересный замысел Праудина до конца не реализован, витает где-то в облаках, актеры тяжело выполняют его на сценической площадке. Тем не менее эта работа высокого уровня. Очень огорчил спектакль ТЮЗа «Вкус меда». На мой взгляд, очень приблизительная работа. К сожалению, не смогла посмотреть Лицейский театр. А то, что Омск — благословенный театральный край, никому доказывать не надо. Сюда всегда едешь за счастьем.

На фото: Сцена из спектакля «Амадеус» Новосибирского театра «Красный факел».