Характерным примером служит эта история. История о гаражах, Николае Романове и товариществе «Мотор — 87». Известно, что заплатившего пайщика можно легко выбросить за борт, сократив сроки и увеличив размеры оплаты, а потом ошарашив неожиданным исключением из рядов кооператива. Но, оказывается, даже рассчитавшиеся члены товарищества элементарно переводятся в разряд должников. И никакое решение суда о восстановлении им уже не поможет…
ГАРАЖНЫЙ БОСС
Николая Романова (нет, не того, царя, а нашего современника) уже дважды исключали из членов гаражного кооператива «Мотор — 87», и дважды суд восстанавливал нашего героя в правах. История эта началась в первой половине девяностых, когда Николай Егорович решил сделать дорогой подарок своему сыну. Так семья Романовых связалась со злополучным «Мотором» и его председателем Василием Красько.
Уже семь лет как реликвию хранят Романовы квитанции об оплате Судя по документам, расчет проводился день в день, копейка в копейку. Казалось бы, долгожданный бокс в гараже, расположенном по улице 9-й Ленинской, в руках, уже и бумажка с номером вытащена из шапки, ан нет…
Ненужным оказался Николай Романов и еще пятеро пайщиков кооперативу. Почему? Можно лишь гадать. Возможно, романовский гараж приглянулся кому-то еще, все может быть, наверняка уже не узнаешь… Так или иначе, господин Красько решил Романова исключить. 29 мая 1996 года общее собрание акционеров лишило нашего героя всех прав на злополучный бокс. Люди послушали гаражного босса Красько.
— Как это может быть? Я за все заплатил вовремя, — Николай Егорович перебирает квитанции на столе. — Потом уже выяснилось, что я даже немного переплатил… А меня вот так просто взяли и исключили.
Через несколько месяцев суд Ленинского округа восстановил Романова и еще пятерых членов товарищества «Мотор-87» в правах. Но гаражный босс решил не пускать «исключенцев» на свою территорию.
Судебные приставы долго ломали копья, все пытались выполнить решение суда, только впустую. Стоило им вырезать замок (ключей им никто не дал) и вселить Романова, как Красько наглухо заваривал стальные двери, а параллельно готовился к затяжной тяжбе. В конце концов приставы были вынуждены обратиться в суд. Вот что значится в заявлении: «При исполнении решения у судебных приставов возникли затруднения, связанные с тем, что… Красько ограничился предоставлением списка членов товарищества, в котором под номерами гаражей 92-97 значатся восстановленные члены… Однако гаражи с такими номерами фактически не существуют…»
Господин Красько от результатов прежней жеребьевки решил отказаться, о чем фактический заявил на коллегии облсуда. Романов сотоварищи стал полноправным владельцем пока не существующих боксов. Это был дальновидный ход гаражного босса. Как только очередная партия боксов была готова к экплуатации, Романова вновь исключают из членов гаражного сообщества. Исключают все за те же прежние «грехи».
РУКОПИСЬ СУДЬИ
Наверное, не стоит рассказывать о всех судебных перипетиях Романовых. В конечном счете суды, сколько бы их ни было, признавали правоту исключенных членов «Мотора».
Только все эти решения никто и не собирался выполнять. Единственно чего добились опальные пайщики кооператива, так это того, что спорные боксы, в которых давно обосновались новые члены «Мотора», нельзя было продавать, сдавать в аренду, давить. А вот пользоваться ими никто не запрещал.
Впрочем, есть в пухлой судебной папке Романовых один странный документ, рукописный вердикт судьи Сухонос. Честно говоря, мне с трудом удалось разобрать лишь несколько предложений. Смысл их сводится к тому, что Сухонос решила передать дело в Арбитражный суд, якобы потому, что в спор вступили юридическое лицо («Мотор-87») и физическое лицо (Романов).
Я сомневаюсь в том, что в коридоре суда Красько передал помощнице Сухонос пакет с деньгами, однако очередное решение суда грамотным не назовешь. Что и подтвердили работники Арбитражного суда. «Споры между участниками хозяйственных товариществ и обществ, если хотя бы один из них является гражданином, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя, не подлежат рассмотрению в Арбитражном суде. .» Видимо, Сухонос просто этого не знала.
Странно, но все это оказалось на руку Красько. Судебная машина забуксовала. Арбитражный суд подобные дела не рассматривает, Ленинский районный свое определение уже вынес, федеральный не может взяться за дело потому, что под рукописью даже печать не стоит, да и вообще возникает вопрос, почему спорное решение написано от руки.
Тем временем гаражный босс добился своего. Дело наконец-то ушло из Ленинского суда, а это значит, что злополучные боксы теперь можно продавать и дарить Новый хозяин романовского гаража уже приватизировал бокс.
Ситуация получается более чем странная. На протяжении шести лет ни один суд, ни один пристав не может помочь нашему герою, при этом все инстанции признают его правоту. А ведь человек заплатил деньги, и деньги немалые… Сегодня Николай Романов опять с головой погружен в судебную пучину, которая носит его из инстанции в инстанцию, как щепку по морю. Упорства нашему герою, конечно, не занимать, ведь до пенсии Николай Егорович работал сталеваром. Но одного упорства в подобных делах, кажется, маловато…
ГАРАЖНОЕ КРЕПОСТНОЕ ПРАВО
Немало интересных деталей содержит устав «Мотора-87». Так, работники управления Министерства юстиции по Омской области отметили следующие нарушения.
1. Продажа, дарение, обмен и сдача в аренду гаражного бокса осуществляется исключительно с согласия общего собрания. Кажется, это очень смахивает на крепостное право.
2. В одном из пунктов устава указано: «При отсутствии наследников и завещания умершего право собственности на освободившийся гараж переходит к товариществу и используется исключительно по решению общего собрания».
3. Нет в уставе положений о размерах паевых взносов и об ответственности членов кооператива за нарушение обязательств по внесению платежей. Иными словами, исключение Романова и его товарищей по несчастью просто не предусмотрено уставом.