А вот представители восточного рериховского общества»Урусвати» (на индийском языке это означает «свет утренней звезды») в самый разгарлета парадоксально покинули родной Сочи и приехали к нам с передвижной выставкой «Русь — Индия».
Выставка открылась в омском историке-краеведческом музее. На ней представлено свыше 100 фоторабот, отражающих жизнь людей Южной Индии, суровую красоту Гималаев и Алтая, а также много фотографий, связанных с жизныо семьи Рерихов. «Тянется сердце Индии к Руси необъятной… Истинно, «Алтай — Гималаи» -два магнита, два равновесия, два устоя. Не прочны швы политические, то и дело они лопаются, и являются отвратительные прорехи. Другое дело прочные сердечные узы. Чем древнее они, тем краше» — эти слова Николая Рериха могут служить эпиграфом, доминантой выставки.
Интерес представляют архивные фотографии семьи художника, его друзей, среди которых были Елена Блватская, Альберт Эйнштейн и другие, дома Рерихов в Индии, буддийских монастырей. По ним можно представить уклад жизни этой замечательной семьи. Библиофилам будут интересны книги с автографом художника.
Образцы народного искусства, представленные на выставке, говорят о своеобразии доброй, немного наивной, тянущейся к красоте душе индийского народа. Яркие краски батиков, расшитые серебром по бархату картины, роскошная вязь узоров на сари — все это чем-то напоминает наивное русское искусство. Восхищает мастерство резчиков по дереву, слоновой кости, мастеров по металлу. Фигурки танцующих индийских богов, вырезанные из сандала, кажутся живыми. Украшения, миниатюрные шкатулки привлекут не одно существо женского пола. Общеизвестно, что у русского и индийского народов общие корни. Они дают о себе знать в языке (например: «рубль» и «рупия»), в особенностях национального характера. Например, такие качества, как добросердечие, общинность, присущи обоим народам. Николай Рерих всем своим творчеством пытался навести мосты между двумя народами, одинаково ему дорогими.
Интересно сравнить виды Гималаев, сфотографированные индийскими фотохудожниками, и репродукции картин Рериха. Фотографии — красивые виды, которые были бы уместны разве что в туристских атласах. Горы в меру величественны, в меру загадочны. У Рериха иное отношение к природе Индии. Для него Гималаи — священное место обитания великих духов, страна, где прячется от людских взоров сокровенная Шамбала, центр духовного паломничества. Отсюда — мистический синий цвет, в который окрашены его Гималаи, ощущение незримой энергии, исходящей от них. Конечно, судить по репродукциям о подлинниках — все равно что принимать курицу за орла. Но увы… Подлинники нам давно уже недоступны. Есть на это свои причины. Среди прочих упомянем неоднозначное положение наследия художника из его последнего пристанища в долине Кулу, которое оказалось в нечистых руках. Путем подделки подписи им завладела далекая от родственников семьи личность. Московские коллекции работ Рериха далеко, нью-йоркские-еще дальше…
В этих условиях приходится судить о масштабах таланта художника только по репродукциям его картин, что прискорбно. На такой печальной ноте приходится заканчивать.
P.S.: Надеюсь, что тональность разговора станет несколько более мажорной, когда к нам приедет настоящий Рерих…