В двадцатых годах теперь уже прошлого столетия этот человек блестяще закончил физико-математический факультет Харьковского университета, позже успешно занимался картографией, в связи с чем оказался очень востребованным в годы войны. Потом была работа в правительстве, высокие должности. А еще Евгений Михайлович ЛАВРЕНКО интересен своей более чем полувековой собирательской деятельностью, позволившей ему внести неоценимый вклад в русскую культуру.
Его частная коллекция включает около трех тысяч двухсот единиц хранения, среди которых русская академическая гравюра, японская графика, буддистская религиозная живопись, известные во всем мире акварели, раритетные книжные издания. Без малого двадцать лет назад это уникальное собрание было передано музею имени Врубеля. Сегодня здесь можно познакомиться с частью этой уникальной коллекции: в музее проходит выставка, посвященная трехсотлетию Санкт-Петербурга «Графика XVIII-XX веков из собрания академика Е.М. Лавренко».
Рассказывает куратор выставки Галина СЕВАСТЬЯНОВА:
— Выставка преследует две цели. Во-первых, отметить юбилей города на Неве, поэтому часть экспонируемых работ посвящена северной столице. А во-вторых, еще раз почтить память человека, с именем которого связан один из значительных этапов формирования собрания нашего музея, Поэтому на выставке так ярко представлена графика (русский пейзаж Евгений Михайлович любил и знал очень хорошо: того требовал основной род его деятельности -картография).
«Ленинградский» раздел экспозиции — это, в основном, работы современных художников, с большинством из которых коллекционер был знаком лично. На выставке можно увидеть линогравюры и литографии Б. П. Кочешвили, А. С. Ведерникова, К. К. Купецио и других. Впечатляют любопытно точно передающие своеобразную петербургскую атмосферу цветные литографии В. В. Смирнова.
Экспонируется несколько гравюр-портретов: А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, Екатерины II. Все они выполнены в начале XIX века и являются двойниками знаменитых оригиналов.
Однако особенно богата выставка пейзажами. Приятной неожиданностью для многих посетителей стали «60 офортов профессора Ив. Ив. Шишкина» (альбом экспонируется в Омске впервые, хотя давно уже успешно «гастролирует» в Томке, Бийске, Чите, Ишиме, Севастополе. Симферополе, Фрунзе). Это итог творческих достижений художника в области графического искусства. А ведь большинство из нас привыкли видеть в Шишкине только живописца. Характерные сюжеты и герои (стройные березы, могучие сосны, кряжистые дубы) сопровождают художника и в его графических опытах. В каждом офорте посредством совмещения различных технических приемов («Ночь», 1886 г.), наличия композиционных особенностей («На реке после дождя», 1887г., «Рожь», 1892 г.) или необычного сюжета («Муравейник», 1883 г.) Шишкин передает величие русской природы.
Экспонируются также произведения, отражающие новое отношение к природе — мечту о ее гармонии с человеком. Это пейзажи А. П. Остроумовой-Лебедевой, Н. К. Рериха, В-А. Серова, Н. Н. Ге, В. Д. Фалилеева, К. Ф. Богаевского.
И, наконец, еще один раздел — редкой книги. Настоящий рай для букиниста! Здесь занятно все, начиная с парижского издания 1771 года «Каталога картин из кабинета герцога де Шуазеля» (автор — Базан П. Ф.) и заканчивая «Иллюстрированным альбомом к роману «Евгений Онегин» А.С, Пушкина», включая периодику (журналы «Жар-Птица», 1921-26 гг., и «Мир искусства», 1899-1904 гг.). Только не скрою: книга под музейным стеклом напоминает мне грушу из известной загадки, ту, что висит, а скушать нельзя. Книги ведь приносят гораздо больше пользы, находясь непосредственно в руках читателя.
Но в общем и целом выставка удалась, а вскоре, вероятно, омичам представится возможность ознакомиться и с другими экспонатами из коллекции Е. М. Лавренко.
— Собрание ведь очень богатое, — объясняет Галина Андреевна. — Есть произведения разных стилей: и военный плакат, и пейзаж, и натюрморт. У нас теперь лучшая коллекция гравюр во всей Сибири. Так что хотя бы небольшим разделом экспонаты могут появиться на любой выставке.