Якобы из-за того, что 16 миллионов тонн пшеницы вывезено за границу, теперь у нас у самих закрома пусты. В результате во многих регионах цены на хлебобулочные изделия в магазинах поползли вверх. Потребители, конечно, ругают за это крестьянина, хотя в розничной цене буханки стоимость зерна составляет максимум четверть, остальное накручивают хлебопеки и торговля.
Замначальника главного управления сельского хозяйства администрации области Иван Михайлович Васьков считает все происходящее политикой. Трейдеры-перекупщики, а именно они заправляют на рынке, специально нагнетают обстановку, чтобы сбыть по хорошей цене зерно, купленное осенью у аграриев почти задарма. Импорт 16 миллионов тонн пшеницы никак не мог «съесть» отечественные зерновые запасы, поскольку, если верить статистике, намолочено было 86 миллионов тонн, да еще от 17 до 25 миллионов тонн зерна оставалось с 2001 года, а внутренняя потребность России в год — 65 миллионов тонн.
— В конце концов, — говорит Иван Михайлович, — если бы действительно хлеба не хватало, правительство должно было «выбросить» в продажу зерно из резервного фонда. Но закупленная у крестьян в 2001 и 2002 годах специально для проведения государственных зерновых интервенций пшеница лежит без движения. И государство платит за ее хранение немалые деньги.
В этих условиях полной неясности, что на самом деле происходит на рынке зерна и что дальше будет с ценами на него, сельским товаропроизводителям сложно строить свою экономику, планировать развитие производства. Но и они за последнее время стали рыночниками и худо-бедно начали лавировать в волнах российской экономической стихии.
Многие хозяйства области — те, конечно, что не брали в прошлом году больших кредитов и не были вынуждены отдавать осенью зерно по 1000-1200 рублей за тонну, дабы вернуть долги, — сегодня в выигрыше. Придержав хлебушек до лучших времен, они дождались-таки благоприятной конъюнктуры и сумели поправить финансовое положение да еще и накопить некоторый «жирок»; под ажиотаж, организованный спекулянтами, пшеница III класса поднялась в цене до трех тысяч рублей за тонну.
Уверенно чувствуют себя и те АО, кооперативы, где прислушавшись к рекомендациям главного управления сельского хозяйства, изменили структуру посевных площадей в пользу твердой пшеницы и масличных культур — они на протяжении уже нескольких лет пользуются неизменным спросом и хорошо оплачиваются.
Впрочем, нынче, по прогнозам специалистов, будет востребована и главная сельскохозяйственная культура — мягкая пшеница, поскольку после двух лет рекордных урожаев ожидается ее недобор. В самых хлебных регионах Краснодарском крае. Ростовской области и др — часть посевов озимой пшеницы вымерзла, а часть сгорела от засухи. Так что кто будет с хлебом, тот окажется и с деньгами.
Тем не менее, не дожидаясь, как будет складываться ситуация с зерном, администрация Омской области решила принять свои меры для защиты регионального сельхозтоваропроизводителя от капризов рынка. На днях объявлено о готовящемся открытии в Омске товарно-зерновой площадки, где будут заключаться все зерновые контракты, и о том, что именно на этой площадке предполагается формировать резервный зерновой фонд Омской области. Губернатор распорядился внести изменения в областной Закон о бюджете на 2003 год, связанные с дополнительными расходами на формирование регионального фонда зерна. Иными словами, омские крестьяне смогут продать часть урожая по твердой цене, установленной не трейдерами, а губернскими властями.
Иван Михайлович Васьков поостерегся говорить о видах на урожай: у нас в области стоит жара, а ее бы уже не надо, потому что «хлеб идет на выколашивание, на цветение». Сказал только, что сделано все, чтобы урожай был. В хозяйствах больше, чем в прошлом году применяли в эту весну удобрения, больше провели химической обработки посевов от сорняков (удобрения и средства защиты растений дотировались из бюджета), да и посеялись вовремя, получили хорошие всходы. Теперь дело за погодой.