ТАДЖИКОВ НАКОРМИЛИ, ПОМЫЛИ И СПАТЬ УЛОЖИЛИ

ТАДЖИКОВ НАКОРМИЛИ, ПОМЫЛИ И СПАТЬ УЛОЖИЛИ

Но в "обезьяннике" и под охраной

Точные причины появления трехсот двух таджикских мужчин в Омске пока неясны. Известно, что граждане солнечной, но бедной страны были завербованы московской фирмой для участия в федеральной программе «Сахалин-2». Обещанная зарплата в четыре тысячи рублей показалась таджикам золотой жилой. Средняя месячная зарплата на их родине, по словам иммигрантов, пять долларов (сто пятьдесят рублей). Но до Сахалина таджиков почему-то не довезли, а в начале июня высадили в Кемерове, где они провели больше месяца. Ровно неделю назад ночью гастарбайтеров посадили в автобусы и повезли за пределы Кемеровской области. Как объяснили корреспонденту «Вашего ОРЕОЛА» по телефону работники пресс-службы Кемеровского ГУВД, при проверке в документах у таджиков были обнаружены нарушения, которые делают таджикских рабочих незаконными иммигрантами. Поэтому и было принято решение о высылке гостей из области. Автобусы для таджиков подготовила сама фирма, которая обещала трудоустроить их на Сахалине.

В Новосибирской области таджиков встретили неприветливо. По словам одного из офицеров УВД Омской области, новосибирские коллеги надавали тумаков смирным иностранцам. А потом в сопровождении спецмашин с мигалками довезли колонну до границы нашей области, передав с рук на руки омским милиционерам. Таджиков пересадили в омские автобусы и повезли в областной центр с эскортом ГИБДД. Операцию по перемещению возглавлял начальник паспортно-визовой службы областного УВД Александр Зайченко. Руководство УВД Омской области сразу же запретило сотрудникам милиции давать любые комментарии по поводу таджиков и допускать к ним журналистов. Ночь с четверга на пятницу неожиданные гости провели в недостроенном здании Дома печати под строгой охраной милиции. Таджикам раздали сухие пайки, привезли питьевую воду. Иностранцы разместились по всему зданию от первого до двенадцатого этажа. Когда постояльцев на следующий день выпустили на волю и снова погрузили в автобусы, постоянные охранники здания обнаружили повсюду кучи фекалий и выявили пропажу пары кроссовок из своей бытовки. Что немудрено: культурный уровень большинства иммигрантов оставляет желать лучшего. При проверке омские милиционеры обнаружили всего двух человек с высшим образованием — учителя и экономиста. У остальных нет даже среднего образования.

Дальнейший путь автобусов с таджиками лежал на сборный пункт, в просторечии именуемый «обезьянником», пустующий до следующего призыва. С помощью МЧС организовали полевые кухни — и уже в пятницу начали кормить людей нехитрой солдатской пищей, раздали пачки омской «Примы». Приехавший в субботу утром на работу вольнонаемный вахтер сборного пункта обомлел: «Рассчитывал на спокойное дежурство, а тут штук сто пятьдесят машин всякого начальства стоят». Когда к сборному пункту приехали корреспонденты «Вашего ОРЕОЛА», руководители, удовлетворенные решением бытовых проблем иммигрантов, уже разъехались. Стоявшие на КПП милиционеры категорически отказались нас пропускать, чтобы побеседовать с «пленными» таджиками, фотографировать их тоже запретили, сославшись все на тот же строгий приказ областного УВД. По неофициальному признанию одного из офицеров омской милиции, иммиграционные документы у таджиков «вроде бы в порядке», и почему их лишили свободы передвижения — непонятно. Тем не менее, нам удалось и снимки сделать, и побеседовать в укромном месте у дыры в заборе, куда призывникам обычно передают водку, с одним из пленников. На ломаном русском мужчина лет тридцати успел сообщить, что здесь им хорошо, а раньше было «совсем худо». Гастарбайтер признался, что их «шайтан попутал» согласиться поехать на заработки в Россию.

Главным благом для таджиков во дворе «обезьянника» стало обилие воды. Видимо, они долго были лишены возможности мыться и стирать. Поэтому люди устроили большую стирку и беспрестанно умывались, раздевшись по пояс, несмотря на прохладную погоду. Военкоматовские офицеры поделились, что с иммигрантами намного меньше хлопот, чем с призывниками. Впрочем, в «самоволке» без денег делать нечего, а все свои гроши гастарбайтеры, вероятно, потратили еще в Кемерове. За плечами многих таджиков — служба в Советской армии. Они беспрекословно выполняли все распоряжения, быстро выстраивались в очередь за питанием к полевым кухням (кормили их три раза в день). С едой вышла накладка. Иммигрантам-мусульманам едва не сварили гречневую кашу со свининой, но вовремя спохватились. С распорядком дня тоже пришлось подстраиваться под гостей — подъем в половине пятого утра, чтобы с первыми лучами солнца совершить утренний намаз.

Завесу непонятной секретности вокруг таджиков пообещали приоткрыть, когда будет принято решение о судьбе непрошеных гостей Омской области. По всей видимости, это сделают не без участия Москвы.