С приходом и закреплением на рынке сотовых операторов жизнь у пейджинговых компаний дала трещину. Хотя пейджинг в Омске появился раньше сотовой связи, пять-шесть тысяч абонентов в этой сфере считается чуть ли не верхом блаженства, в то время как количество счастливых обладателей «говорящих трубок» исчисляется десятками и даже сотнями тысяч. Между тем пейджинговая связь нисколько не хуже, она просто другая.
НИЖЕ ПЕЙДЖЕРА
Пейджинговые операторы делают ставку на два типа абонентов. Первый — это те, у кого денег на мобильник нет или тратить их жалко. В основном это студенты и школьники. Такие клиенты рано или поздно вырастают из пеленок односторонней связи и без сожаления уходят к конкурентам-сотовикам. Второй тип — те, кто, по сути, и кормит отечественный пейджинг, люди, которым в силу специфики их работы нужно оперативно передавать большие объемы информации. Как правило, это так называемые корпоративные клиенты. Их под знамена МТСов с Би Лайнами не заманить никакими коврижками. Потому как с ними и разориться недолго. Всякие там разнарядки, списки, накладные по телефону не надиктуешь. А на пейджер — хоть через электронку можно сбросить, хоть по ICQ. Объем памяти такого аппарата нынче — до 15 страниц печатного текста. Да и повторять сообщения можно хоть по пять раз на дню. А главное — все сообщения документируются, и глава фирмы может в любой момент узнать: а чем это там его подчиненные занимаются. Есть еще такая вещь, как групповой пейджинг: можно повесить на один номер несколько аппаратов и, не тратя драгоценное время и лишние нервы, сообщать сразу всем работникам разные приятные новости. Например, о повышении зарплаты или об увольнении без выходного пособия. В общем, преимуществ у пейджинга хватает, другое дело, что знают о них не все. Отсюда и распространенное мнение, что с пейджером ходить — это моветон.
ПОЧЕМ «ИСТИННАЯ СВОБОДА»?
Два года назад (см. «КВ» от 5 сентября 2001 г.) на страницах нашей газеты высказывалось мнение, что пейджинг на просторах нашей родины потихоньку сгинет. Тьфу-тьфу, пока этот вид связи худо-бедно существует. Но не обошлось и без потерь. В марте сего года приказал долго жить «Омский пейджер» — старейший омский оператор. Абонентскую базу скончавшейся компании приобрел «Мобил ТелеКом». Прирост абонентов за счет этой сделки составил порядка 30%. Больше ничего компания с этого не поимела. Так стоила ли овчинка выделки? Как поведала специалист по маркетингу и рекламе «Мобил ТелеКома» Татьяна НОВИКОВА, стоила. Поскольку абоненты, пришедшие от «Омского пейджера», — самые верные абоненты в мире. Те, кто терпел столько лет наплевательское отношение со стороны оператора при самой высокой абонентской плате и минимуме услуг, не станут искать лучшей жизни на стороне. Для них «Мобил ТелеКом» — просто свет в окошке. Хотя цена на «чувство истинной свободы», предлагаемой компанией и самая высокая в городе, зато теперь за эти деньги можно получать полный комплект бесплатных услуг: информационные и развлекательные рассылки, повторение, программирование и дублирование сообщений, получение сообщений на e-mail или мобильный телефон. А за отдельную плату (от 360 рублей за три месяца до 1180 рублей за год) можно подписаться на услугу Read-mail и получать сообщения, отправленные через электронную почту, SMS, ICQ, через тон-центр или операторов «Мобил ТелеКом» в других городах. Это уж не говоря о трепетном отношении к клиенту.
Ставку в компании делают на корпоративных клиентов. Поскольку все остальные все равно рано или поздно выбирают сотовую связь и создают никому не нужное колыхание абонентской базы. Соответственно, на скидки просто потому, что ты организация, можно не рассчитывать. Скидки, по словам Татьяны НОВИКОВОЙ, надо еще заслужить. Негоже, если кто-то пришел и выбил скидку, а другой делать этого не стал. Все клиенты должны быть равны. Просто те, кто делает большую предоплату или приобретает несколько пейджеров, немного равнее других.
Если говорить о делах «Мобил ТелеКома» в целом, то жаловаться компании особо не приходится. Подключаются, конечно, уже не так, как раньше, но ведь и не отключаются. Тоже радость. Немного выручает и статус всероссийского оператора. Денег Москва не присылает, зато обеспечивает рекламную поддержку брэнда и роуминг. Хотя людей, которые пользуются роумингом, не так много, все равно приятно осознавать, что можно заплатить 300 рублей и кататься по стране в свое удовольствие.
МЫ ПОЙДЕМ ДРУГИМ ПУТЕМ
Носит гордое имя федерального оператора и «Интерантенна». Правда, как и в случае с «Мобил ТелеКомом», Москва в дела омичей особо не вмешивается, зато, опять же, предоставляется роуминг (причем безвозмездно, то есть даром). Кроме того, в качестве преимуществ федеральной сети специалист по маркетингу «Интерантенны» Дмитрий ЦИНДИК назвал единых поставщиков оборудования. Это удобно, и с гарантией проблем не возникает.
Однако, не уповая на милости столичных держателей брэнда, омские интерантенщики решили бороться с врагом в лице сотовых операторов его же оружием. Сегодня в Омске действует 14 салонов связи «Интерантенна», где наряду с пейджерами продаются мобильники. Здесь же можно и подключиться к МТС или Би Лайн GSM (компания является их официальным дилером). А в перспективе на базе «Интерантенны» может открыться call-центр Би Лайна (центр дозвона через оператора). Уже ведутся переговоры с представителями ОАО «Вымпелком-Регион» по этому поводу. Таким образом, «Интерантенна», пожалуй, единственная компания, выигравшая от развития сотовой связи. Помимо основной деятельности компания предоставляет доступ к сети Интернет по вполне приемлемым ценам.
Что касается собственно пейджинга, помимо основных услуг, перечисленных выше, предоставляет такие услуги, как «Страж-пароль» (повтор сообщений из архива), «Тихий час» (все сообщения, полученные во время «тихого часа», приходят после его окончания), «Демо-пейджер» (предоставление пейджера напрокат на несколько дней) и т. д. Еще одна особенность «Интерантенны» — с осени планируется ввести оплату за каждое сообщение, это очень удобно для тех, кто берет пейджер на два-три дня или получает всего несколько сообщений в месяц. Кроме того, предусмотрена система скидок за подключение дополнительных номеров или дополнительных пейджеров на один номер (40-60% за каждый дополнительный номер), а также скидок постоянным клиентам — начиная со второго года обслуживания, абонентская плата неуклонно снижается.
TO BE OR NOT TO BE
В целом перспективы пейджинга в России просматриваются с трудом. Татьяна НОВИКОВА, например, считает, что наработки, которые имеют компании — операторы, техническое оснащение, никуда не денутся. В США весьма популярны так называемые call-центры, занимающиеся сбором и последующим распространением самой разнообразной информации. Спектр их услуг очень широк — от заказа авиабилетов до справок. В России подобные службы тоже начинают набирать обороты, но без соответствующего оборудования и квалифицированного персонала работать им будет очень тяжело. Здесь и могут пригодиться пейджинговые операторы.
Дмитрий ЦИНДИК также утверждает, что перспективы у пейджинговой связи есть. Однако сегодня пейджинговый рынок в России уже насыщен и необходимо искать какие-то новые пути привлечения абонентов: вводить какие-то дополнительные услуги, развивать GSM- и Интернет-пейджинг. Или, как «Интерантенна», дружить с сотовыми операторами.
Не столь оптимистично настроены в ООО «Релеро-инжиниринг». Директор компании Владимир ШПОМЕР сомневается, что пейджинг протянет еще хотя бы пару лет. «Релеро-инжиниринг» практически наверняка не будет продлять лицензию, выданную до 2005 года. Дай бог раньше бы не загнуться. Сейчас компания уже на той грани, когда прибыли едва хватает, чтобы сводить концы с концами.
Что думают о судьбах пейджинга в компании «Континенталь», выяснить так и не удалось. Милая девушка на другом конце провода общаться наотрез отказалась, сославшись на занятость. Можно только позавидовать — за просто так у нас никто не работает, а значит, дела у «Континенталя» не так уж плохи.
Вообще, несмотря на достаточно оптимистические настроения омских пейджинговых операторов, им явно не до жиру. Сегодня конкуренции на рынке пейджинговой связи практически нет — последний всплеск борьбы за абонентов наблюдался вскоре после кончины «Омского пейджера». Практически исчезла из теле- и радиоэфира реклама пейджеров. Оно и понятно — новых абонентов нет, а старых и так все устраивает, раз еще не разбежались. И только благодаря этой «старой гвардии» пейджинг как вид связи еще не занесен в Красную книгу.