Деревянный стол, простой и ничем не примечательный с виду, был обнаружен в темном и сыром помещении совершенно случайно.
Этой заброшенной и забытой реликвии колчаковского времени, неизвестно как очутившейся в таком неподходящем для нее месте, предположительно немногим более ста лет. Когда стол обнаружили, он был покрыт чем-то похожим на кафельную плитку, и его внешний вид оставлял желать лучшего. Арт-галерея «Квадрат» решила его приобрести и украсить им свое помещение, Но прежде чем стол действительно стал «украшать», над ним пришлось потрудиться и реставратору, и художнику.
Адмиральский стол имеет достаточно большую по площади поверхность, в двух тумбах — с левой и с правой сторон — находятся по три выдвижных ящика с весьма удобными ручками. Кроме того, один большой ящик располагается в середине стола. На дне этого ящика красуются шесть круглых печатей, одна из которых — царская (печать Николая Второго).
Еще одна печать говорит о том, что в 1896 году этот письменный стол участвовал во Всероссийской промышленной художественной выставке. Создан он был без малейших намеков на внешнюю роскошь — главная черта его дизайна — это простота. Зато сделан он на совесть — из благородной породы дерева (иначе как бы он сохранился до наших дней в таком состоянии?). Никакого лоска, никакой вычурности, А если подумать, то это даже логично: зачем Колчаку разные художественные сложности? Тогда в стране такое творилось, нужно было о другом думать. Главное, чтобы мебель была прочная и удобная, а остальное — дело десятое,
Деревянный стол, ставший в 1896 году участником выставки, в то время вполне мог представлять достижение мебельной индустрии, а может, тогда были просто в моде изделия без излишних декоративных украшений. Директор арт-галереи «Квадрат» Светлана Бойко рассказывает, что, когда занялись реставрацией колчаковского стола, пришлось отказаться от мысли покрыть его поверхность сукном, как и было принято в мебельном производстве того времени. Сукно — материал уязвимый, быстро теряющий свой благородный вид при постоянном использовании. Поэтому вместо него художник Дамир Муратов нарисовал на столе географическую карту. Вот только государства, нанесенные на нее, на земле не существуют — это лишь плод художественной фантазии Дамира. Замки, острова, моря и материки со странными названиями — все придумано. Но, кроме этого новшества, больше никакой самодеятельности в галерее не позволили. Реставрация была сделана очень мягко и осторожно: не заменили ни одной детали и не стали даже лакировать стол, произвели только вощение дерева, которое, кстати, кое-где уже потрескалось.
Такое чудесное мебельное приобретение уже пять лет украшает галерею. За этим столом и сейчас продолжают работать, как когда-то, наверное, и сам адмирал Колчак.
Жаль только, что это всего лишь красивая легенда, которая досталась галерее «Квадрат» впридачу к тому письменному столу, который был найден в подвале несколько лет назад.
Стол теперь украшает интерьер галереи. Имел этот стол отношение к белому адмиралу или нет, хранит ли на себе отпечатки его пальцев — неизвестно, по крайней мере, никаких документов, которые могли бы подтвердить его историческую ценность, нет.