ПОЧЕМУ МАТРОС ФЕЙС-КОНТРОЛЬ НЕ ПРОШЕЛ?

ПОЧЕМУ МАТРОС ФЕЙС-КОНТРОЛЬ НЕ ПРОШЕЛ?

Во Врубеле игрушки наших бабушек

Дети всегда остаются детьми, но игрушки в разные эпохи неодинаковые. Узнать, чем играли наши бабушки и дедушки в ребяческом возрасте, помогут экспонаты выставки «История страны Советов в игрушке», приехавшие в Омск из Сергиева Посада.

В 20-е годы девочки нянчили кукол тряпичных, на проволочном каркасе, набитых ватой или опилками. Кому повезло — доставалась кукла подороже, из папье-маше. Государству было не до игрушек, и производством их занимались мелкие артели. Одна из них называлась «Забава детей». Выпускала она красноармейцев, крестьянок, пожарных.

В 30-е годы куклы стали разнообразнее, но они еще сильнее подчеркивали дух эпохи: комсомолки, матросы, солдатики, пионеры . Появились куклы -моргалки. Но игрушка эта была «взрослым человеком». Уж если молочница — то старушка.

Государство через игры стремилось оказать влияние на ум ребенка, а потому требовало максимальной реалистичности. Кубики с буквами «Наша азбука» (п — пионер, т — трактор), игра типа современной «Монополии» — «Пятилетка», с бравыми пионерами, работающими на прополке и уборке, читающими умные книги и рапортующими старшим товарищам комсомольцам.

Прежде чем игрушка запускалась в массовое производство, ее внимательно рассматривала авторитетная комиссия. И пусть у ее членов не было художественного вкуса, зато с идеологией полный порядок. В витрине рядышком расположились театральные куклы — матрос и солдат. На затылках — штампики, решение комиссии. «Солдата — доработать», «матроса — запретить». Это неважно, что куклы вызовут добрую улыбку на лицах людей. Выглядят они слегка карикатурно, ненатурально. А потому — нельзя советским детям играть в такие куклы. Целлулоидные погремушки — зеленые человечки — тоже оказались под запретом по причине нереалистичности.

Уже в середине прошлого века игрушка коренным образом изменилась. Теперь и солдатики, и космонавты выпускались в образе ребенка. Игрушка перестала быть идеологическим оружием, но от этого стала только ближе ребенку. В кукле малыш мог почувствовать своего друга-сверстника. И Выставка игрушек дополнена картинами омских художников. Особо выделяется полотно Владимира Волкова «Усыновленный». Кто помнит картину «Опять двойка», тот легко себе представит сюжет «Усыновленного». Мама -славянка принесла домой ребенка явно восточной наружности. Все радуются новому члену семьи, а старый дед грозит пальцем одной из внучек: дескать, не обижай нового братика.