САРГАТСКИЕ ТЯЖЕЛОАТЕТКИ

САРГАТСКИЕ ТЯЖЕЛОАТЕТКИ

Более десяти тонн груза в день "ворочают" хрупкие труженицы на местном кирпичном заводе

Сколько существует Саргатский кирпичный завод, столько работает там женская бригада. А если учесть, что первые кирпичи из этих стен вышли через год после окончания войны, то срок получается немалый.

И как взвалили с тех пор на себя всю тяжесть производства, так и несут до сих пор. Плюс ко всему рожают детей и ведут домашнее хозяйство. Без этого на селе никак.

Две сестры, Ирина Пономарева и Елена Милованова, продолжают семейную традицию. Их мать более двадцати лет проработала на этом заводе. Здесь же звание «Герой труда» заработала. Сейчас медаль где-то дома лежит.

— Мы еще когда школьницами были, на заводе практику проходили, — рассказывает Ирина Ивановна. — Потом летом подрабатывали. Привыкли к этим стенам. Производство знали от и до, вот и остались на заводе. Я уже семнадцать лет тут работаю, а Елена более десяти…

Работают сестры в самом пекле: сгружают вышедшие из печи кирпичи на лотки. Выскочит тележка, вся в пламени, ее обдуют из трубы, чтобы от пепла избавиться. И закипает работа. В огромных валенках, чтобы ноги от горячей золы уберечь, в голицах сестры быстро и четко перекладывают кирпичи. Руки сами знают, что им делать. Только к концу смены все тело ноет и наваливается страшная усталость. Уже потом с помощью крана лотки загружаются на машины. И едет саргатский кирпич не только в разные уголки области, но и в другие регионы.

Трудовые династии на кирпичном заводе не редкость. Так уж сложилось, что случайные люди здесь не задерживались. Оставались самые выносливые, самые трудолюбивые и преданные. Вот эту преданность и готовность работать в самых суровых условиях передавали с молоком матери.

ТРУДНОСТИ

— Мужчины таких нагрузок не выдерживают, — смеется Наталья Спиридонова, шесть лет проработавшая на заводе. — Бывает, придут, несколько деньков кирпичи потаскают и бросают. Молодые парни еще на практике понимают, что здесь им ловить нечего. Каждая копейка достается потом в прямом смысле.

Наталья вместе со своей напарницей Людмилой Зыковой, прямо во время разговора загружают тележки подсохшим кирпичом, после чего он и отправляется в печь. Каждый такой кирпич весит до четырех килограмм. На тележку помещается ровно 650 кирпичей. Укладывать их надо специальным способом, чтобы обжигались со всех сторон. Один человек эту тележку наполняет за 20-30 минут. А потом следующая… Вот и выходит, что слабый пол на самом деле оказывается не таким уж слабым. Не каждому тяжелоатлету под силу такая нагрузка.

ОБАЯНИЕ

Вообще-то мужским вниманием женщины здесь не обделены. Сильного пола вокруг много. Кто слесарит, кто кочегарит, кто руководит, но таскают кирпичи с одного участка на другой только дамы. Они и выносливее, и аккуратнее. «Сырец», по пять килограмм каждый, целыми стопками на люльки укладывают. В это же время следят, чтобы края не смялись, трещины не пошли. Иначе — брак.

Но все трудности воспринимаются с юмором. Даже когда снег сквозь щели валит, когда ветер без особых препятствий по «цеху» гуляет. Когда в самый жаркий день внутри сыро и сумрачно, а за вредность никто надбавок не делает. Без шуток, веселого женского смеха никуда. Ведь тогда женщина перестала бы быть женщиной. Она призвана быть «сильным звеном». Красивым и обаятельным в любых условиях, в любой ситуации.