ВПЕРВЫЕ ЗА ШЕСТЬ ЛЕТ В НАШЕМ ГОРОДЕ ПРОШЛО АВИАШОУ

ВПЕРВЫЕ ЗА ШЕСТЬ ЛЕТ В НАШЕМ ГОРОДЕ ПРОШЛО АВИАШОУ

Но небо отнюдь не было благосклонно к авиаторам

Холодный, злой, проливной дождь низвергло небо над аэродромом «Северным» сразу же после того, как трубы военных допели последние медные ноты Гимна России. Уже через несколько секунд авиаторы и десантники вымокли до нитки. Люди в синей форме были вынуждены бегом покидать парад. Небо, которое так любят эти люди, сыграло злую шутку. Участники шоу делали все что могли: мокрые парашютисты приземлялись точно в цель, пилоты кружили свои самолеты под самым свинцом туч, а воины ВДВ в показательных схватках словно губки впитали своей одеждой все лужи взлетно-посадочной полосы… Этот материал о тех, для кого даже свинцовое небо остается мечтой… А еще о том, что в Омске эту мечту можно купить за пару десятков тысяч долларов.

«Я ДУМАЛА, ЧТО ОСТАНУСЬ СЕГОДНЯ В НЕБЕ…»

Маленькая точка под большим куполом зависла прямо над головой немногочисленных зрителей. «Не, этот-то точно в цель не попадет,» — говорит кто-то в толпе. Расстояние между нашими головами и парашютистом быстро сокращается. Мне становится немного не по себе… Лица человека над нами, конечно же, не видно, но по тому, как судорожно цепляется он руками за стропы, по тому, какие усилия прикладывает, понятно, что ему отнюдь не легко.

«Внимание, — слышится голос в репродукторе, — прямо над вами мастер спорта Ирина Малина, на ее счету три тысячи четыреста прыжков…» Еще пара секунд и, совершив крутой вираж, парашютистка благополучно «садится» на белый матерчатый крест, растянутый на траве. Точно в цель…

— Ветер и дождь были на протяжении всей высоты, — через несколько мгновений описывает мне свои ощущения Ирина. Молодую женщину бьет крупная дрожь, ее руки судорожно сгребают купол парашюта, он, как, впрочем, и моя собеседница, промок насквозь. — Я думала, что сегодня в небе останусь. Высота -1100 метров… Прыгали без пристрелки.. Дымка какая-то… Дождь… — Ирина скоро выговаривает слова, спешит в тепло.

— Дождь — это основная трудность?

— Да нет, просто неприятно.

Мокрая вся. А так и более тяжелые прыжки у меня были. И на лес я садилась, и на лед, и на воду. А мой личный рекорд высоты — 4500 метров.

Дальнейшая наша беседа по дороге в тепло скомкана до предела. Мне удается лишь узнать, что Ирина свои 3400 прыжков совершила за 18 лет. Она пользуется малейшей возможностью, чтобы прыгать еще и еще и давно не представляет своей жизни без парашютного спорта.

«АВИАМОДЕЛИРОВАНИЕ КАК ХОККЕЙ»

Над аэродромом «Северным» раздается безудержный треск. Маленькие авиамодели по шумовым параметрам, кажется, не уступают большим самолетам. Лишь звук тоньше и противнее. На скорости в 180-200 километров в час две модели носятся друг за другом. Игрушечный воздушный бой — как мельтешенье в глазах. Управлять скоростным «снарядом с моторчиком» не так-то просто. А ведь кто-то считает авиамодельный спорт развлечением пацанов.

— Для меня это не игра, это профессия. Это и работа, и хобби, — рассказывает руководитель авиамодельного звена омского аэроклуба Алексей Куваев. — Это такой же спорт, как хоккей. И тоже очень дорогостоящий. При изготовлении профессиональных моделей мы, например, используем бальзу. Это дерево, которое растет только в Южной Америке. Так же, как в любом виде спорта, среди лучших экипажей проводится Кубок России. Несколько лет по результатам этапов Кубка омичи занимали с пятого по девятое места. И это из 60 экипажей, участвовавших в соревнованиях. Правда, в этом году мы никуда не ездили. Денег нет… А вообще-то для меня моделирование даже не спорт, а жизнь. Летчик жить не может без неба, я — не могу без моделей.

МЕЧТУ МОЖНО КУПИТЬ…

«Внимание, все желающие совершить прогулку на самолетах Як-18Т и Як-52, могут подойти к самолетам, -члены омского аэроклуба через репродуктор зазывают зрителей шоу. — Стоимость полета по кругу — 500 рублей, время в полете -5-7 минут. Полет с выполнением фигур высшего пилотажа -1000 рублей. Время — 15 минут…» Честно говоря, эти цены поначалу показались мне запредельными. Подхожу к организаторам прогулочных полетов. В списке уже 15 фамилий, не так уж и мало людей хотят оставить на память о шоу незабываемые впечатления от собственного пребывания в небе.

— Ну вы бы по 100 рублей полет сделали, знаете сколько бы у вас желающих было, — это одна из зрительниц не теряет надежду поторговаться…

Но, увы, в честь праздника члены омского аэроклуба устраивают прогулки по их себестоимости.

— Часовой полет на Яке обходится в четыре тысячи рублей, -рассказывает один из организаторов прогулки, Андрей. — Это очень дорогое удовольствие. Представляете, сколько он бензина съест пока в воздух поднимется? А на Ан-2 час полета обходится более чем в десять тысяч рублей.

— Как же в таких условиях пилоты практикуются? Сколько же раз в год они летают?

— С этим проблем нет. Каждую субботу и воскресенье (это прогулочные дни для всех желающих) наши пилоты не вылазят из машин. Так много омичей хотят отдохнуть в небе…

— Заказывают ли состоятельные люди перелеты в другие города?

— Нет. На моей памяти был лишь один случай, когда клиенты заказали перелет в Тару.

— А много ли самолетов находится в частном пользовании?

— В нашем аэроклубе два частных самолета. Но вообще купить любой, абсолютно любой существующий самолет — не проблема. Бэушные Яки стоят 20 — 40 тысяч долларов, новенькие — около 200 тысяч. Американские самолеты гораздо дешевле. Старенькую «Сэссну» можно найти за 10 тысяч долларов. Кстати, наши ЯКи с удовольствием закупают за границей. Они летают над Англией, Францией, США. ЯК считается одной из самых лучших машин в мире.

— А если кто-то захочет приобрести истребитель времен Второй мировой войны?

— В Новосибирске их делают под заказ. Я имею в виду И-16, И-153 — модели конца 30-х — начала 40-х годов. Я слышал, что уже семь истребителей закупила Новая Зеландия, несколько отправилось в Штаты…

— Но ведь прежде чем купить самолет, нужно еще научиться им управлять…

— Омский аэроклуб готовит летчиков. Хотите, познакомлю с одним нашим курсантом?..

«И ПО НЕБУ ТЕКУТ СЛЮНКИ…»

К этому времени на взлетно-посадочной полосе аэродрома «Северный» остались самые стойкие. Большая часть зрителей уже отправилась на стоянку автомобилей. Под крылом самолета Ан-2 жмутся лишь несколько человек — дождь, прекращавшийся за время шоу лишь на короткое время, опять зачастил… Среди промокших зрителей — и тот курсант, с которым меня хотят познакомить.

Виталий просил меня не указывать его фамилии. Причина проста — он бизнесмен. Бизнесмен, который умудрился влюбиться в небо.

— Что для меня небо?.. — Виталий отстраненно улыбается. — Знаешь, миром очень часто правят увлечения. Это как раньше было: хлеба и зрелищ… Мир с тех пор не сильно изменился. Небо — это то, что приносит мне огромное удовлетворение.

— И сейчас для вас это «зрелище»?

— Сейчас уже жизнь. Я не смогу рассказать об этом. Получатся только общие слова. Ну… Вот что ты любишь из еды?

Честно говоря, я несколько смешался, но раздумывать по поводу своих гастрономических пристрастий долго не стал. Выпалил первое, что попалось на язык: «Мясо».

— Вот если тебя мясом неделю не кормить, а потом его показать, наверное, слюнки потекут? — Виталий продолжил свое наглядное объяснение. — Так вот, небо для меня — то же, что для тебя мясо. Когда вижу небо, самолет, у меня текут слюнки. Когда впервые поднялся в небо, я чуть из ремней не выскочил, такой восторг испытал…

— Планируете купить самолет?

— Ну для начала надо научиться им управлять… Чтобы эта мечта не стала самой последней моей мечтой в жизни. Надеюсь, когда-нибудь куплю. Какой самолет? Видно будет. Американские машины гораздо дешевле наших, и характеристики их меня устраивают. Посмотрим. Да ты меня о небе не расспрашивай, лучше сам сейчас полетай. Тогда ты поймешь, о чем я говорю, поймешь и напишешь…

Увы, полетать в этот день мне, конечно же, не довелось. О причинах лучше говорить не буду. Но то, что мне позволяет сейчас рассказывать о небе, заключалось в нескольких глазах. Глазах тех людей, которые могут позволить себе заниматься любимым делом, людей, которые не представляют своей жизни без неба. И смазанное дождем шоу, на которое они пришли субботним днем, для них и есть кусочек жизни…