ФИЛОСОФ В ПОГОНАХ

ФИЛОСОФ В ПОГОНАХ

"Философский пароход-2", на борту которого была и омичка Любовь ДЕНИСОВА, вернулся в Россию

Один раз в пять лет философы всего мира собираются вместе, чтобы обсудить вопросы, которые волнуют просвещенные умы человечества.

Вместе со 180 российскими учеными Всемирный Философский конгресс в Стамбуле представляла женщина в погонах — доктор философских наук, профессор кафедры философии академии МВД Любовь Денисова.

В 1922 году из России высылалась очередная партия «мозгов» — 25 семей петербургской интеллигенции. Судно получило негласное название «Философский пароход», так как на нем уезжали известные российские философы.

— Современный 4-палубный теплоход «Мария Ермолова», на котором мы прибыли в Стамбул, а потом вернулись назад, символизировал возвращение наших умов в Россию. Это был своего рода «Философский пароход- 2».

Теплоход стал для делегатов «гостиницей у причала». Удобств по минимуму, в некоторых каютах приходилось жить даже вчетвером. Что касается финансовой стороны дела, то расходы легли на плечи участников конгресса. Стоит сказать, что удовольствие это не из дешевых. Поездка обошлась каждому в 18 тысяч.

— К сожалению, наши ученые не могут позволить себе такую роскошь. Да и я навряд ли смогла бы поехать в Стамбул, если бы не помогло руководство академии.

В Стамбуле собралось более двух тысяч философов со всего мира. Впервые в истории среди шести рабочих языков был признан и русский, что существенно облегчило работу нашим землякам. Из крупных философских величин присутствовал Юрген Хабермас, которого называют «Бриллиантовой головой». Послушать его лекции считают за счастье многие ученые.

Несмотря на то, что философы люди очень серьезные, им не чуждо все человеческое. По вечерам на теплоходе звучали песни, шутки, а кто-то просто гулял по городу, наслаждаясь местным колоритом.

— Еще на теплоходе нас предупредили, чтобы женщины не ходили по улицам поодиночке, — рассказывает Любовь Владиленовна. — Дело не в криминальной обстановке, а в традициях. Просто не принято, чтобы женщина ходила по улицам одна. Удивительно, что люди там везде торгуются. Причем даже в магазинах можно сбить цену на 3-5 долларов, а на рынке выторговать и все 50. Продавец, как правило, знает до 7 языков, чтобы понимать покупателя. То же самое и таксисты. Но если знание языка играет им не на руку, то они, как прекрасные артисты, сразу прикидываются, что ничего не понимают. Кроме того, Стамбул — город, где прекрасно уживаются все религии. Мы зашли в один из кварталов, на его территории нам встретились две православные церкви, одна армянская и мечети. Причем все живут без каких-либо притеснений, а при армянской церкви существует даже школа. Но что особенно бросается в глаза, так это то, что в Стамбуле на каждом шагу встречаются памятники Кималю Отатюру, как у нас в недавнем прошлом — Ленину. В 1923 году он совершил революцию, суть которой заключалась в том, что Турция встала на путь европеизации. Женщинам запретили носить паранджу, а мужчинам фески (головной убор). Известен случай, когда девушку, придерживающуюся фундаменталистских взглядов, одетую в черные одежды и белый платок, не пустили в парламент.