ОТ ДОЗЫ - К РЮМКЕ

ОТ ДОЗЫ — К РЮМКЕ

Почему молодеет алкоголизм

Статистические данные последних лет по Омской области свидетельствуют о неуклонном снижении заболеваемости наркоманией как среди взрослого населения, так и среди несовершеннолетних. Однако одновременно наркологи с тревогой констатируют другие тенденции — повышение заболеваемости алкоголизмом и токсикоманиями. Особенно среди подростков.

Так, в 2002 году в лечебно-профилактических учреждениях области было зарегистрировано 3436 впервые выявленных случаев наркологических расстройств. Среди них 5 процентов составили потребители токсических средств, 23 процента — наркотических, а 72 процента — алкоголя. Другая тенденция, красноречиво сигнализирующая о широком распространении в обществе алкоголизма, — увеличение числа людей, перенесших алкогольные психозы. Два года подряд констатируется прирост психозов на 50-60 процентов. За 6 месяцев 2003 года этот прирост снова составил 54 процента. В областном наркодиспансере впервые зафиксировано два случая алкогольных психозов у несовершеннолетних детей. А ведь психозы — следствие систематического пьянства в течение 8-10 лет.

Как объяснить параллельное развитие этих противоречивых тенденций: снижение числа потребителей наркотиков и рост числа людей, злоупотребляющих алкоголем? Не говорит ли это о том, что, отвернувшись от наркотиков, их экс-потребители обратились к другим средствам «ухода от действительности» — токсическим веществам и алкоголю? А в целом число людей, подверженных тем или иным видам наркологических расстройств, остается неизменным? Или это совсем не так и существуют другие объяснения новых волн алкоголизма и токсикомании, захлестывающих общество?

Эти вопросы я задала заместителю главного врача областного наркологического диспансера по амбулаторной работе Вере Антоновне Дроздовой.

«То, что мои коллеги наблюдают и фиксируют сегодня, случилось, конечно же, не вдруг, — уверена врач, работающая в области наркологии уже 30 лет. — Для нового всплеска алкоголизма была подготовлена почва. Как в свое время она была подготовлена для широкомасштабного распространения наркомании.

Когда в конце 80-х в страну в больших количествах стали поступать наркотики, люди, по мнению специалистов-наркологов, в большинстве своем не представляли той опасности для здоровья, которую они несут. Более того, кинопродукцией, прежде всего зарубежной, насаждалось ложное восприятие наркотиков. И вовсе это не зло, утверждали киногерои начала 90-х, а благо, помогающее пережить неприятности и смирить физическую боль. Да и привыкания, мол, никакого в результате их употребления не развивается: захотел — укололся и стал счастливым, не захотел — отказался с легкостью даже от дармового предложения друзей.

В результате к концу 90-х годов в стране произошел такой взлет наркотизации среди молодежи, что потребовалось почти столько же лет, сколько продолжалось распространение эпидемии, на то, чтобы ее сначала остановить, а затем и повернуть вспять. Мы не говорим о всей стране — только об Омской области. На ее территории были реализованы уже три межведомственные программы по противодействию незаконному обороту наркотиков и снижению числа злоупотребляющих ими. Причем мероприятия, реализуемые в рамках этих программ, были направлены не только на то, чтобы приостановить ввоз наркотических препаратов в область, но и рассказать населению всю правду о наркотиках. Тысячи лекций прочитаны специалистами за эти годы в школах и вузах, показаны сотни видеофильмов о тех страшных последствиях, к которым приводят наркотики. А вчера состоялась презентация книги «Выбираем мир без наркотиков», которая будет распространена в школах в качестве учебного пособия.

Все это привело к тому, что все более значительная часть общества, и прежде всего молодежь, обучающаяся в вузах, выработали в себе отрицательное отношение к наркотикам, не предпринимая попыток изведать их влияние на себе хотя бы однажды. Потому что знают: такие сильные наркотики, как героин, способны превратить человека в своего раба уже после первой пробной дозы. Отсюда — снижение числа потребителей наркотиков, которое зафиксировали лечебно-профилактические учреждения области.

Однако верно и другое: определенную часть общества составляют люди, уже по природе своей склонные впадать в ту или иную порочную зависимость. И если у таких людей появился благодаря профилактической работе специалистов определенный страх перед наркотиками, то они начнут поиск другого пути, который бы помог им занять «наркотическую нишу». Впрочем, другой путь и искать нечего. Он еще в большем почете у кинодеятелей и телерекламистов. Вы, конечно, догадались, что речь идет об алкогольных напитках — водке, винах, пиве.

— Та правительственная программа по борьбе с пьянством и алкоголизмом, что принималась в 1985 году, не была утопической, — считают и сегодня Вера Антоновна Дроздова и ее такие же опытные коллеги — Да, в ней были ошибки и перегибы — та же злополучная вырубка виноградников, но Россия всегда — страна крайностей. Несмотря на них, «в период борьбы с алкоголизмом под эгидой правительства он пошел на убыль. Причем серьезными темпами.

Те россияне, кому сегодня 30 и больше лет, прекрасно помнят, как из-за упомянутых перегибов антиалкогольная программа была так охаяна и осмеяна на всех уровнях и в средствах массовой информации, что это породило обратную волну — привело к полному попустительству общества к пьянству как к явлению и к самим алкоголикам. В моду вошел негласный лозунг: «Пей сколько хочешь и что хочешь! Ничего плохого в том нет». На волне народной эйфории в связи с тем, что антиалкогольная программа потерпела фиаско, на телевидении да и в других средствах массовой информации рекламировалась даже водка. Впрочем, она и другие крепкие напитки до сих пор рекламируются — только в несколько завуалированном виде. Взять столь популярную в народе передачу «Поле чудес». Чуть ли не в каждой передаче Леонид Якубович пригубляет со своими героями привозимые с разных концов страны горячительные напитки. Рядом с «Полем чудес» можно поставить еще с десяток различных популярных передач, в которых известные российские актеры и певцы, смакуя водку, рассказывают или истории о своей жизни, или просто анекдоты.

Для людей зрелого возраста такого рода пропаганда спиртного вряд ли станет провоцирующим моментом для развития алкогольной зависимости. Но другое дело — дети.

— Мы сегодня фиксируем целое поколение, выросшее в период активной рекламы водки, — констатирует заместитель главного врача областного наркодиспансера Вера Дроздова. — Представителям этого поколения по 20-25 лет, а мы им ставим диагноз «алкоголизм». В прежние десятилетия такого не было. Алкоголизмом и алкогольными психозами люди, конечно, и тогда часто страдали. Но, как правило, они развивались после 40 лет.

Алкоголизм 20-25-летних — результат того, что эти люди начали употреблять спиртное в 15-17 лет Ученые, занимающиеся изучением причин злоупотребления алкоголем, пришли и к таким выводам. Если злоупотреблять алкоголем начинает сформировавшийся человек, в 25-27 лет, то понадобится в среднем восемь лет для постановки на учет в наркодиспансере с диагнозом «алкоголизм». Но если к регулярному употреблению спиртного приступает подросток 15-16 лет, то у него симптомы алкоголизма могут сформироваться через год-полтора.

Что еще отмечают наркологи областного диспансера — с молодыми алкоголиками, выросшими в период огульного высмеивания программы Лигачева-Горбачева и пропаганды «умеренного пития», им гораздо сложнее работать, нежели с алкоголиками зрелого и старшего возрастов. У последних где-то в подсознании остается убеждение в том, что пьянство — это дорога в никуда У юных алкоголиков иная установка: спиртное -неотъемлемая часть жизни, причем жизни людей, имеющих высокий социальный статус.

В последние несколько лет открытая реклама крепких горячительных напитков с экранов исчезла. Однако ее с лихвой компенсировала реклама пива. С утра до ночи телезрителям, в том числе и совсем детям, внушается, что неотъемлемая часть жизни — это не только сотовый телефон, ной пиво. Может, кому-то бывает смешно услышать, как карапуз вместо первого слова «мама» говорит «пиво пит», но у детских и подростковых психологов, как и у наркологов, мурашки по телу пробегают. Они-то заранее представляют последствия продолжающегося беспредела на экранах — урон здоровью очередного подрастающего поколения. Да мы и сами уже лицезреем эти последствия на улицах родных городов и поселков: худеньких подростков, не расстающихся с бутылками пива, молодых мам, цедящих пиво во время прогулок с малышами в колосках…

Как выясняется на приемах пациентов наркокабинетов, практически все 20-25-летние больные алкоголизмом начинали знакомство с влиянием алкоголя на мозги тоже с пива. Постепенно от пива перешли к более крепким напиткам. Для наркологов это — естественный процесс. Ведь несмотря на то, что в Госдуме до сих пор не принят закон, который бы приравнивал пиво к алкогольной продукции и ограничивал бы его рекламу на ТВ (он уже второй год депутатами мусолится), в пиве содержится тот же алкоголь, что и в других спиртных напитках. Разница только в дозе его содержания. Если доза маленькая, ее можно компенсировать количеством выпитого. В наркодиспансеры города поступают подростки, для которых выпить до 3-5 литров пива в день — привычное дело. Это при том, что норма для человека — 1,5 литра жидкости в день. За счет этого у юных поклонников пива очень быстро нарушаются функции почек и развивается болезненное увеличение сердца (гипертрофия миокарда).

Да, в нашей стране пивные короли пока что подавляют все попытки усиления государственного надзора за производством пивоваренной продукции. Да и более крепкие спиртные напитки продаются без какого-либо ограничения. Некоторым сторонникам демократии очень нравится такой порядок вещей. Вернее, полный беспорядок. Однако в той же супердемократичной Америке существуют законы, сдерживающие развитие алкоголизма в молодежной среде. Там, напомню, молодым людям до 21 года запрещено употреблять спиртное. Не потому ли как раз, что после этого возраста риск заболевания алкоголизмом резко снижается? Моя знакомая, побывавшая в США в служебной командировке, рассказывала о необычном судебном процессе, на котором ей удалось побывать, судили хозяина магазина за то, что в его супермаркете сигареты были проданы несовершеннолетнему. Хозяин лишился лицензии на их реализацию в дальнейшем да еще подвергся штрафу. А о том случае, когда полицейские задержали в кафе за распитием пива дочь президента США, знает весь мир.

У нас вроде бы тоже никто не отменял Административный кодекс, предусматривающий наказание лицам, продающим несовершеннолетним сигареты и спиртные напитки, а также тем, кто появляется в общественных местах в нетрезвом состоянии. Но почему-то для того, чтобы этот кодекс не просто существовал, а действовал, нам нужны грандиозные кампании, реализуя которые, мы обязательно делаем перегибы в ту или другую сторону и доводим полезное дело до абсурда.