Ташкент, Спитак, Ленинакан… Разрушительные землетрясения валили здания как карточные домики. Кадры телевизионных хроник мы смотрели, сопереживая искренне но… без особого страха. Каждый школьник знал — в Омске такого быть не может, регион сейсмически не опасен…
Однако в минувшую субботу природа преподнесла сюрприз, которого никто не ждал. Около 8 часов вечера на верхних этажах высотных зданий вдруг задребезжали оконные стекла, закачались люстры, запрыгали цветы на подоконниках — дома словно начинали какой-то медленный танец. До нас докатились отголоски сильного землетрясения на Алтае. Эпицентр был в 700 километрах от города Бийска по юго-восточному направлению. Там регистрировались подземные толчки силой в 8,5 балла по шкале Рихтера. Такой удар может запросто превратить девятиэтажный дом в груду щебня и искореженной арматуры. Остаточные волны прошли по территории Хакасии, Читы, соседнего Новосибирска и Омска. В Омске отголоски алтайского землетрясения выразились в виде незначительных колебаний. Дома «протанцевали» минут 5-10, но в некоторых районах города жители ощущали толчки даже ночью. В воскресенье земля под Омском окончательно успокоилась. Жертв и разрушений нет. Город отделался легким испугом.
Однако в результате минувшего землетрясения выяснилась одна совсем нешуточная вещь — мы абсолютно не знаем, что происходит в недрах нашего региона, и к опасности подобного рода город не готов. У нас нет ни специалистов, ни сейсмической станции. В городе не оказалось даже сейсмографов — ни у МЧС, ни в Гидромете, хотя они, по идее, должны быть на каждой метеорологической станции. Поэтому сейчас никто не может сказать точно; с какой силой «тряхнуло» Омск.
Между тем по последним научным данным землетрясения в нашем регионе возможны. На сейсмической карте наблюдательной сети геомониторинга Министерства природных ресурсов России, разработанной недавно, Омская область отмечена как зона, в которой возможны подземные толчки силой до 5 баллов по шкале Рихтера, — не слишком разрушительные, но уже весьма ощущаемые. В отдельных районах области, например, в Тюкалинском, могут быть землетрясения до 8 баллов. В целом в Западно-Сибирском регионе возможны землетрясения в 6-7 баллов, на юго-востоке Новосибирской области — в 8 баллов. Легкие землетрясения в Омске уже были. В этом году новосибирская сейсмическая станция зафиксировала слабые подземные толчки в районе нашего Тюкалинска и села Серебряного…
Никакого предупреждения из Сибирского регионального центра МЧС в Омск не поступало, поэтому омской службе пришлось работать уже по факту. Как только у омичей в домах закачались люстры и зазвенели стекла, в Омское отделение МЧС стали поступать звонки от жителей. Перепуганные люди выбегали из домов на улицы. Так до Омска докатились отголоски землетрясения на Алтае. Сразу же был собран оперативный штаб из специалистов МЧС, жилищно-коммунального хозяйства и представителей областной и городской администрации, созданы бригады быстрого реагирования. Первый вопрос: стоит ли отселять людей? В управлении МЧС пытались просчитать опасность и вероятную силу толчков. Павел Щекин, заместитель начальника Главного управления ГО и ЧС по Омской области: «Мы посмотрели по карте. Эпицентр землетрясения находился в 600 километрах юго-восточнее города Бийска, сила подземного толчка — 8,5 балла по шкале Рихтера. От эпицентра до Омска расстояние около 1100 километров. Мы подсчитали, что сила колебаний в Омске вряд ли превысит двух баллов, и приняли решение людей из домов не выводить. Такие толчки не являются разрушительными. Хотя понятно, что по-человечески брать на себя такую ответственность страшновато…
Было дано предупреждение на все омские телеканалы: «Наблюдаются незначительные колебания почвы, соблюдайте спокойствие, покидать дома не нужно». Практически в то же время телевизионное вещание прервалось выступлением губернатора Новосибирска: в Новосибирске жителей просили не паниковать и покинуть свои дома. А нам в МЧС летели звонки: «Почему нас не отселяют, у нас стены ходуном ходят», «Люстра качается, что происходит?» Звонили из Кировска, с Московки, из Советского округа…» Позвонили и жильцы дома по ул. Химиков, №32, корп. 1: «По дому пошла трещина». На место сразу же выехали бригада специалистов МЧС, милиция, газовики, рабочие «Водоканала». На улице стояли практически все перепуганные жильцы дома. «Около семи вечера, — говорит Вера Ивановна, живущая в этом доме, — здание вдруг сильно затрещало, закачались люстры, посуда задребезжала. Мы сначала не поняли, что происходит, выглянули в окно. Смотрим, а там уже люди стоят и на наш дом показывают. Мы с мужем тут же выбежали, даже вещей и денег с собой никаких не взяли. Если сейчас все рухнет, как же мы жить будем? Вышли мы, смотрим, а у нашего дома из панельных швов куски штукатурки начали отпадать». Из швов действительно валилась штукатурка. Специалисты МЧС вывели немногочисленных смельчаков, оставшихся в доме, на улицу. Здание исследовали около двух часов. Было выявлено, что никаких трещин дом не дал, выдержал, и жильцам разрешили вернуться домой. В общем, обошлось выпавшей штукатуркой, но перепуганные люди долго не решались войти в здание.
В целом в тот вечер специалистам пришлось обследовать около десятка домов: со страху многим омичам показалось, что по их домам пошла трещина, покосились окна и тому подобное. Обходы проводились в Кировске, на улице Труда. Но дом по Химиков, 32, корп. 1. по словам специалистов, был единственным, пострадавшим от землетрясения. Как рассказал Павел Щекин, причина повреждения дома не в наибольшей силе колебаний под ним, а в том, что недостаточно квалифицированно были выполнены строительные работы. Можно сказать, что жильцам этого дома повезло вдвойне: будь землетрясение более сильным, «некачественный» дом разрушился бы в первую очередь.
Зам. начальника Главного управления ГО и ЧС Павел Щекин: «Мы не можем точно определить силу колебаний в Омске. Сейсмографа нет, и баллы мы определяли теоретически. По классификационной таблице такими признаками, как дребезжание оконных стекол, посуды, качание люстр, характеризуется землетрясение до 4 баллов. Но на самом деле сила колебания была, скорее всего, в 2 раза меньше, так как чувствовалось оно только на верхних этажах высотных зданий.
Субботнее событие было хорошей проверкой для нашей службы. Проверкой того, насколько быстро мы умеем реагировать в условиях чрезвычайных ситуаций, причем таких, которые для нашего региона не характерны. По моему собственному мнению и по оценке руководства города и области, с задачей наша служба справилась. Была очень быстро дана правильная оценка происходящего, просчитаны возможные последствия и налажена связь с населением и другими ведомствами. На все серьезные сигналы тут же выезжали бригады специалистов».
МЫ СВЯЗАЛИСЬ С НАШИМИ КОЛЛЕГАМИ ИЗ БИЙСКА
«В прессе изначально появилось очень много ложной информации, — считает главный редактор газеты «Бийский рабочий» Александр Индюков. — На самом деле эпицентр находился не в 350 км от нас, а в 600, в небольшой деревушке Кош-Ачагского района. Сила подземных толчков в Бийске достигала 4-5 баллов, жертв и разрушений нет. Правда, на одной из улиц оборвались провода, и на 15 минут отключился канал связи GSM».
Первые толчки в Бийске начались в 18.34 по местному времени — городские часы тут же остановились. В квартирах раскачивались люстры, падали шкафы, гремела посуда. Особенно сильно колебания земли ощущались на верхних этажах «высоток». Перепуганные люди в панике выбегали на улицы. О том, что это было землетрясение, жители Бийска узнали спустя несколько часов… из выпусков новостей центральных каналов. Местная МЧС обратилась с сообщением к горожанам только в одиннадцатом часу вечера. Тогда же запустили на телевидении и бегущую строку.
СЕРГЕЙ ЧЕБРИН, СТУДЕНТ:
— Я живу в 9-этажном доме на Волочаевских, как раз на 9-м этаже. Вечером в субботу зачитался допоздна — попался интересный детектив. Вдруг смотрю, а по книжке тень закачалась — туда-сюда, туда-сюда… Глянул вверх, а у меня люстра покачивается. Я еще тогда иронически так подумал:
«Ну вот и землетрясение…» И опять стал читать… А утром узнал по радио, что зря иронизировал — все-таки нас маленько потрясло. Хотелось бы, чтобы этим и ограничилось… (Смеется). Елена Дмитриевна, пенсионерка:
— Я в воскресенье утром звонила сестре в Новосибирск. Привет, привет, ты как? А она мне: «Да вот, полночи во дворе просидели…» Оказывается, как у них в субботу вечером тряхнуло — только тогда по городу забегали машины с громкоговорителями: «Граждане, просим всех покинуть дома!». А до того ни одна, извините… ну, в общем, никто людей ни о чем таком предварительно не предупреждал. Вот она, готовность наша, российская…
Сестра моя, эвакуируясь во двор, в спешке взяла самое ценное — кота. Кстати, она мне сказала, что двор у них такой дружный, что «эвакуировались» они довольно весело: разожгли костры во дворе, постелили одеяла, мужики «изобрели» водочку, женщины — закуску, гитара была… В общем, не скучали… Таня К., продавщица:
— А что, у нас в Омске землетрясение было? А где? У нас в Амуре никакого землетрясения не было…
КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ:
Федор НОВИКОВ, геолог:
— Существует предположение, что некоторые тектонические движения Западно-Сибирской равнины идут постоянно. Например, эти явления исследовал ныне покойный профессор Бялков, председатель Омского географического общества. Он предполагал, что в тектоническом слое под Омском периодически происходят подземные толчки силой в 7-8 баллов. До поверхности они пока почти не доходят. Почва Западносибирского региона состоит из мягких пород морских отложений — глины и песка, они выступают своеобразным амортизатором и гасят удар. Хотя иногда жители нашей области все же ощущают незначительные колебания. Например, чувствовались они в этом году в Тюкалинске. Но чаще всего подземные толчки можно зарегистрировать только специальными приборами, а подобные инструментальные наблюдения на территории нашей области не осуществлялись.
Константин ЛУПОЙ, специалист кафедры геодезии Сибирской автодорожной академии:
— Вообще-то, сильные землетрясения в нашем регионе маловероятны.
Здесь нет горных кристаллических пород, почва сформирована мягкими глинистыми и песчаными отложениями, которые затушевывают силу толчка. Сильных тектонических колебаний пока не наблюдалось. Но в последнее время стали происходить процессы, которых раньше не было. Например, я не припомню, чтобы в Омске были явления, подобные субботним колебаниям.
Я считаю, что Омску нужно обязательно иметь в своем арсенале приборы, позволяющие отслеживать эти процессы: сейсмографы: магнитометры. У нас в академии эти приборы есть, мы используем их для обучения наших студентов. К сожалению, в субботу они были не подключены — землетрясения в Омске никто не ждал.