Проблемы с деньгами всегда не кстати. А уж если «ввиду финансовых затруднений» смазываются принародно озвученные сроки воплощения эпохальных проектов, и вовсе неприятно. Именно в таком щекотливом положении оказались омские метростроевцы, всерьез намеревавшиеся пустить «мост тысячелетия» в нынешнем сентябре.
На исходе октябрь, конца работам не видно, а представителям дирекции строящегося метрополитена остается лишь сконфуженно отмахиваться от назойливого журналистского так, когда на метро-то поедем?
Рыть подземку в Омске начали в конце восьмидесятых. Тогда метрополитены во всех союзных городах и весях значились как госсобственность. В 1992 их передали в руки муниципалитетов, и сытые времена финансирования через Госплан канули в Лету.
Впрочем, совсем без поддержки местные метростроители не остались, долю федерального участия утвердили на уровне 50% — от, так называемой, технологически обоснованной потребности. Остальное предстояло по — братски поделить городским и областным властям. Последние в большинстве регионов, поддержать рублем благое начинание не рвались, и все работы шли исключительно за счет федеральной половинки.
ГОСПОЛТИННИК
В Омске о том, что метро городу необходимо и как можно скорее, вспомнили в декабре 2000 года, когда указом № 46 за подписью губернатора официально была дана отмашка строительству метромоста через Иртыш. В проект щедро потекли областные деньги, но, как признается глава. Дирекции строящегося метрополитена Владимир Елисеев, тоска по федеральному финансированию не утихала ни на минуту, тем более, что долю господдержки к этому времени урезали до 20%.
— Помимо Омска, метро строится сейчас в Челябинске, Казани, Красноярске, Уфе и Волгограде, — говорит Елисеев. — Везде оно в разной степени готовности, но мизерный уровень государственного участия оттягивает завершение работ в каждом из городов. Поэтому в августе на коллегии Госстроя было решено ходатайствовать перед правительством об увеличении федеральной доли финансирования метро как минимум до 50%.
А пока суд да дело, метростроевцам рекомендовано затянуть пояса, но не прекращать работы. Сметы и сроки в теории программа строительства метрополитена в Омске выглядит так: к 2003 году — возвести мостовой переход через Иртыш — всего 2 км — 650 собственно мост и еще по 600 подходы, в 2008 завершить первую очередь метро от Красного пути через мост до автовокзала, а в 2015 пустить подземные поезда от станции Рабочая на ул. Кирова до Лукашевича на Левобережье. Фактически это 15 км линии и 11 станций. Согласно смете проекта, для реализации в срок первого этапа необходимо 2 млрд. рублей, второго-11 млрд., третьего -23 млрд. Отставание от графика началось уже на стадии строительства моста тысячелетия: за два года освоено всего 500 млн. рублей; получается, что для соблюдения сроков в 2003 должно было поступить полтора миллиарда — метростроевцам такие деньги пока и не снились. Реально они получат не более 100 миллионов. Отсюда и темпы. К тому же, часть средств время от времени приходится отвлекать на обеспечение безопасности и поддержание в удовлетворительном состоянии начатого в свое время, но законсервированного проходческого комплекса на улице Кирова.
Впрочем, директор строящегося метрополитена полон оптимизма:
— Сейчас задача закончить обещанный в 2003 мост хотя бы в 2004, а метрополитен в Омске обязательно будет, может, конечно, не в 2008, и не в 2010, но уж к 300-летию города от Красного Пути до автовокзала точно поедем!