КОМУ ПОМЕШАЛ ПАМЯТНИК?

КОМУ ПОМЕШАЛ ПАМЯТНИК?

Памятник матери погибших воинов Анастасии Ларионовой, установленный в 2000 году возле Музея воинской славы омичей, на днях превратился в руины

От него остались тишь основание и разрозненные фрагменты…

Честно говоря, слабо верится, что бетонная композиция высотой чуть более человеческого роста могла вот так, вдруг, сама собой развалиться под собственной тяжестью. Еще более странно то, что если кто-то специально ее ломал, — этого не слышали жители окрестных домов и охранники близлежащих офисов…

Анастасия Акатьевна Ларионова — простая деревенская женщина, родом из зела Михайловка Саргатского района Омской области. Полуграмотная была и никакая не идейная активистка. Просто мать, воспитавшая семерых сыновей, которые отдали жизнь за Родину.

Рассказывают, что она до последнего не верила «похоронкам», все мечтала хоть кого-нибудь из них живым дождаться… Наверное, поэтому и прожила такую долгую жизнь — скончалась, когда ей было уже за девяносто. Кстати, мемориальная доска Анастасии Ларионовой уже много лет как установлена в самом центре Саргатки, у Вечного огня. И за все эти годы никто ни разу на нее руки не поднял (приходится сейчас восхищаться и этим). А омскому памятнику «не повезло»… Автор памятника скульптор Сергей Голованцев разработал эту идею в 2000 году, планируя сделать сначала бетонный оригинал, а потом, когда появятся средства, отлить все в металле. Было решено открыть памятник ко Дню Победы. Время поджимало, скульптора торопили, но должного финансирования (в том числе и на содержание памятника), по словам Сергея Голованцева, так и не обеспечили. Хотя открытие было весьма помпезным — с венками от властей, цветами от детей и искренними слезами тех, чьи дети тоже погибли на войне…

А потом как-то незаметно про памятник все забыли. Кроме Голованцева, который регулярно осматривал его, подмазывал, подкрашивал.

— Я в мае все проверял — памятник был в порядке! Его раскололи на три части, как срубили, и я уверен, что это сделали вандалы!

Сотрудники Музея воинской славы уверяют, что их сторожа в ночь на пятницу ничего такого не заметили. Рядом находится офис солидной компании, где есть системы наружного наблюдения. Там ответили, что ничего подозрительного зафиксировано не было.

Странно все это…

Вообще, в Омске памятникам очень неуютно. То памятник Лизы Чайкиной осквернят, то «Любе» — символу Любинского проспекта — голову открутят. На воинском участке мемориального Старо-Северного кладбища сбивают латунные буквы с памятников, а металлические, полые внутри бюсты корежат ударами палок.

А теперь памятники еще и сами рушатся. Или им все-таки «помогают»? …Когда этот материал готовился к печати, скульптору удалось заново смонтировать памятник. Дело заняло не более двух часов, поскольку расколота скульптура была ровно «по швам» — стыкам трех бетонных фрагментов. Их зачистили, скрепили цементом, подкрасили — и вот уже снова стоит Анастасия Ларионова. Гораздо хуже бы пришлось, если были бы повреждены и эти фрагменты, — тогда реставрация памятника заняла бы куда больше времени и средств.