ИЗ ШКОЛЫ - С ДИАГНОЗОМ "БЕЛАЯ ГОРЯЧКА"

ИЗ ШКОЛЫ — С ДИАГНОЗОМ «БЕЛАЯ ГОРЯЧКА»

На 32 процента выросло количество несовершеннолетних омских алкоголиков

По сравнению с прошлым годом нынче у нас стало на треть больше юных алкоголиков. Их сейчас в области более 1700. Впервые за все существование наркологической службы области зарегистрирована белая горячка у несовершеннолетних. Причем случаев таких было два.

— Чтобы допиться до белой горячки, нужно злоупотреблять алкоголем как минимум три года подряд, — считает заместитель главного врача областного наркодиспансера по амбулаторной работе Вера Дроздова.

Тенденция эта прослеживается по всей России. Те же проблемы в Красноярске и Карелии, на Урале и на Дальнем Востоке. Между тем вся эта статистика не относится к детям из неблагополучных семей. Система постановки алкоголиков на учет такова, что огромное значение имеет добровольность обращения. Но сам подросток пойдет лечиться только в исключительном случае. Мало того, серьезное лечение от алкоголизма (как и вся наша сегодняшняя «бесплатная» медицина) — достаточно дорогое удовольствие. Значит, за каждой статистической «единицей» — вполне добропорядочная и как минимум обеспеченная семья, которая тревожится за свое чадо.

То, что подростковое пьянство перестало быть приметой общественного дна, подтверждает и милицейская статистика. Как ни парадоксально, при массовой алкоголизации подростков наблюдается не рост, а сокращение числа «молодежных» преступлений. Это говорит только о том, что пьют далеко не нищие.

Для того чтобы ежедневно покупать бутылку-другую пива, подростку хватает карманных денег, которые ему дают родители. Юный алкоголик еще не выпадает из социальных рамок, не ворует, не убивает. Но вот с медицинской точки зрения он уже болен.

— Детский организм более пластичен, он быстрее привыкает к алкоголю, который активно включается в обменные процессы, — считают медики.

Доказанный факт: если человек впервые попробует вино после 45 лет, то он просто не сможет заболеть алкоголизмом. Если же первое знакомство произойдет в 12-14 лет, то достаточно потреблять по 50 граммов спирта (или в пересчете — около 1 литра пива, 0,5 литра сухого вина, 100-120 граммов водки) чаще, чем три раза в неделю, чтобы за год стать алкоголиком.

Механика проста. Алкоголь близок по действию к эйфоринам и эндорфинам, вырабатываемым человеческим организмом. Если в кровь регулярно поступает алкоголь, то организм просто перестает выделять эти вещества. А зачем, если и так уже они есть? В растущем организме процессы адаптации идут гораздо быстрее. На восстановление же нормального обменного процесса требуется не менее трех лет абсолютной трезвости.

Еще одна причина подростковой уязвимости — психологическая. Медикам хорошо известен психологический тип человека, склонного к заболеванию алкоголизмом. Его отличает повышенная тревожность, конфликтность, стремление к самоутверждению и независимости при одновременной неспособности принимать самостоятельные решения в сложных ситуациях. Но это же и отличительные черты неустойчивой подростковой психики.

— Проблема состоит в том, что общество слишком легко относится к потреблению слабоалкогольных напитков, — считает Вера Дроздова. — Раньше, несмотря на все перегибы антиалкогольных компаний, была осознанная государственная политика воспитания молодежи. Сейчас, начиная с девяностых годов, наоборот, идет активная пропаганда «культурного пития». Выросло целое поколение, для которого пиво и вино — элемент престижной, «красивой» жизни.

Дети хотят всего и сразу. Хотят быть такими же, как успешные дяди и тети в телевизоре. И, оказывается, для этого надо не так и много. Достаточно прийти в кафе, щелчком пальцев подозвать официантку, заказать кружечку-другую пива… Шестнадцатилетнему акселерату и его подружке, которая из-за килограммов косметики на лице выглядит на все 25, не откажут.

Готовя этот материал, я провела свой опрос на тему: «Если бы у вас было много денег и свободное время, то что бы вы сделали?» Взрослые люди отвечали по-разному: «Купил бы турпутевку к морю», «Пошел бы в экзотический ресторан и попробовал разных вкусностей», «Полазил бы по магазинам и купил бы то, что давно хочется, но нет денег». Самые замотанные работой отвечали: «Обложился бы детективами и неделю бы никуда из дома не выходил». А вот фантазия подростков не распространялась дальше идеи «собрать друзей и вместе выпить пива».

Что это? Телезомбирование?

— Дело не только в рекламе, — считает Вера Дроздова. — Огромная роль принадлежит семье. Именно в семьях должны давать примеры культуры и духовности, умения занять себя в свободное время.

Но рассчитывать только на семью сегодня вряд ли приходится, Мы разучились отдыхать. Чтобы «расслабиться», «снять стресс», идем в кафе, пьем с приятелями. На более осмысленный отдых не хватает ни времени, ни сил. А подросшее поколение в своей массе просто не имеет представления о нем. У кого им учиться?

Стандартный диалог в кабинете нарколога:

— Мы ради него бьемся, зарабатываем, у него все есть, не понимаем, почему он пьет, — говорят родители юного алкоголика.

— А когда вы последний раз вместе отдыхали? Гуляли вместе? Есть ли у вас общие увлечения? — задает вопрос врач.

В ответ, как правило, полное недоумение: а зачем?

— Какой отдых? Времени нет. Приходишь с работы, валишься с ног. Какие прогулки? — жалуются родители отбившегося от рук чада.

— Пока не будет осознанной «взрослой» антиалкогольной политики, пока государство не начнет думать о занятости молодежи в свободное время, мы будем получать рост численности юных алкоголиков, — считают врачи.