Марк Розовский, первый театральный режиссер-постановщик легендарных «Трех мушкетеров», пробыл в нашем городе всего три дня. За этот срок его театр «У Никитских Ворот» трижды отыграл один из своих последних спектаклей — «Песни нашей коммуналки» — в рамках фестиваля «Молодые театры России». Спектакль посвящен шлягерам 30-50-х годов, песни идут одна за другой, и за раз их исполняется более сорока. Цепочка незамысловатых по большинству песен призвана показать мозаику прежней жизни. Особенность постановки в том, что сам режиссер все это время остается на сцене и конферирует спектакль. И ему есть, что сказать на эту тему.
Детство самого Розовского прошло в коммуналке, которая многим и в кошмарном сне не приснится: в одной квартире жили 84 человека. Утренние очереди у рукомойника незабываемы. Но о детстве своем дворовом режиссер вспоминает легко и с благодарностью. А на театральную стезю его вынесла легендарная школа № 170, в которую он, как и многие будущие знаменитости (здесь учились Андрей Миронов, Эдвард Радзинский), был определен просто по месту жительства.
В Омске Марк Розовский прошел через встречу со студентами, о которой он вспоминает с удивлением. Помимо традиционных вопросов о театральной жизни и красавчике Сергее Безрукове, который играет в его спектакле, молодые омичи задали довольно много вопросов о политике.
— Это хорошо — на мой взгляд, молодежь не должна быть аполитична. Ведь своим отказом от голосования они позволяют пробиться тем, кто выступает против их интересов. Я воспользовался случаем и от души поагитировал: голосуйте!
По окончании встречи Розовского попросили что-нибудь прочитать и спеть, и он выбрал «Вакхическую песнь» Пушкина и народную песню «Ворон». В целом же студенты произвели на него самое благоприятное впечатление. Он серьезно относится к молодому поколению — ведь это будущее страны.
Режиссер неоднократно подчеркивал, что Омск один из самых театральных городов. За время своего короткого пребывания он почти не успел посмотреть город, разве что вид из окна гостиницы и дорогу через рощу в «Пятый» театр.
— Чем вы занимались в свободное от спектаклей время?
— Я работал. Со мной кипа моих бумаг, и я с удовольствием разбирал их. Отвечал на письма. Писал еще кое-что…
— Это художественный текст?
— Да. Но пока он не готов, я не скажу, о чем он, даже не спрашивайте.
— Намекните хотя бы: это стихи или проза?
— Ух вы какая… Ну ладно. Это в любом случае связано с театром.
К достопримечательностям Омска Марк Розовский относит хороший морозный воздух. Он рискнул спать с открытым балконом в одну из ночей — ничуть не пожалел об этом и уж тем более не простудился. Чувствовал себя после такого эксперимента отлично, шутливо указывая на собственную природную толстокожесть, которая позволяет ему справляться со многими трудностями жизни.
Супруга Розовского приобрела в Омске маленький аксессуар к компьютеру для сына. И дело не в том, что в Москве такое купить нельзя, — просто хочется вернуться домой с сувениром для ребенка.
Между делом Розовский сообщил, что в нашем городе он уже во второй раз. А первый пришелся на его студенческую молодость. Тогда он поднимал целину в соседнем Петропавловске, в Булаевском районе. И вот он с компанией выбрался в Омск — как и на этот раз — всего на три дня.
— Неплохо мы тогда гульнули, — задумчиво произнес Розовский.