В Омске разработан принципиально новый дирижабль. Сейчас фирма «ДиВ» готовит свое «ноу-хау» к патентованию, поэтому и не афиширует принцип его действия.
Вячеслав Шалаев, директор научно-производственной фирмы «Д и В» (Движение и Воздух), задумался о дирижаблях, когда был еще студентом Московского авиационного института. Один из профессоров так увлеченно читал лекции о дирижаблестроении, что эта мысль запала в душу молодому омичу. После окончания института интерес к воздушным гигантам не исчез, а наоборот, прочно укрепился в голове и сердце парня. Судьба была благосклонна, и Вячеслав поднялся по служебной лестнице до директора авиаремонтного завода. Занимался своим делом с надлежащей ответственностью, но все эти годы в душе оставалось чувство затаенной тоски по дирижаблям. Даже во сне видел он, как плывут в небе огромные корабли, перевозя многотонные грузы. Самое главное, что не просто безумной мечтой была эта идея, а задумкой, имеющей серьезные теоретические расчеты. Причем по всем показателям выходило, что дирижабль — это действительно один из самых удобных и дешевых видов транспорта. Именно на посту директора крупного предприятия Вячеслав Шалаев понял, что идею о дирижаблестроении можно воплотить в жизнь.
ЭНТУЗИАСТЫ
— Я вышел на Министерство гражданской авиации, — рассказывает Вячеслав Степанович. — Там на меня посмотрели, как на идиота: «Ты что! Занимаешься своим делом, что еще надо?»
Первая попытка не увенчалась успехом. Чувство обиды поначалу захлестнуло мужчину, но упорного омича не так-то легко было сломать. Он верил, что его идея должна найти свое решение в жизни, решение, которое принесет немалую пользу.
Вячеслав Шалаев смог убедить ведущих инженеров Омска в состоятельности своей идеи. Сначала было создано небольшое предприятие на базе государственного технического университета. Специалисты трудились в подвале здания по вечерам, после основной работы. Разумеется, совершенно бесплатно. Именно тогда и был создан эскизный проект, и Шалаев, набравшись терпения, вновь отправился в столицу штурмовать Главное научно-техническое управление Министерства гражданской авиации.
— На этот раз мне повезло, — делится изобретатель.
— Начальник управления — мужик своеобразный, очень долго слушал меня и вдруг заинтересовался. Идея ему понравилась.
Это было 13 лет назад. Еще два года 60 ведущих конструкторов города бескорыстно работали над проектом. После этого разработки наших ученых убедили высоких чиновников в состоятельности. Было создано государственное конструкторское бюро АНТК «Крыло». В него вошло уже 600 конструкторов, скрупулезно работавших над каждым этапом создания летающего чуда.
До воплощения мечты в реальность оставался последний шаг — нужны были деньги на строительство дирижабля. Шалаеву два года пришлось провести в Москве и благодаря своему фанатичному упорству и настойчивости удалось заручиться подписями двух министров — транспорта и топливной энергетики.
— Говорили, что я первый руководитель, которому удалось подписать документы у двух министров. Дело в том, что если подписывал один, то второй подписи не ставил. Черномырдин, увидев две подписи, направил нас на экспертизу в Министерство экономики. Полгода шла проверка, дали добро. Я встречался и с Касьяновым, он тогда был замминистра финансов и также признал наш проект хорошим. Везде давали зеленый свет. Но из Москвы пришлось уехать. По правде говоря, у меня уже попросту кончились деньги.
Оставалось одно — выиграть конкурс инвестиционных проектов. Пожалуй, это был самый волнующий момент для людей, которые так долго и упорно трудились над своим детищем. Ведь самая большая загвоздка — деньги. И чудо свершилось! Среди восьми победителей было и омское предприятие.
В конце 90-х, когда должно было начаться финансирование нашего проекта, в правительстве произошли необратимые изменения, последствия которых плачевно сказались на строительстве дирижабля. Проект оказался никому не нужным. То, к чему так долго и упорно стремились омичи, рухнуло в один день.
НОУ-ХАУ
АНТК «Крыло» все-таки испытало опытную модель дирижабля в Шербакульском районе. Испытания прошли успешно.
— Пока мы не запатентовали наше изобретение, не будем раскрывать его секреты, — говорит Вячеслав Степанович. — Но кое о чем скажу. Во-первых, это форма. Зрительно наш дирижабль похож на катамаран, две части которого соединены вместе. В результате он обладает рядом особенностей, которых не имеет дирижабль. Но самое главное — это маневренность. Если обычный дирижабль не сможет увернуться перед скалой, то наша модель сделает это легко, как самолет.
Еще одно преимущество — грузоподъемность. Дирижабль «ША -2» мог поднимать в воздух полторы тонны, как и самолет «АН -2», а «ША-5» уже сопоставим с вертолетом «МИ-8» — 3 тонны. Дирижабль «ША-15» рассчитан на перемещение 100 тонн груза! Причем в отличие от самолета, чем выше грузоподъемность дирижабля, тем проще его проектирование и изготовление.
— Мы разработали принципиально новую систему регулирования аэростатической подъемной силы дирижаблей, — продолжает Вячеслав Шалаев. — А ведь в мире пока нет примеров успешно действующей безрасходной системы РАПС. Кроме того, дирижабль может в любую погоду доставить груз на Север, — продолжает Вячеслав Николаевич. — В то время как доставка по воде ограничена четырьмя месяцами навигации, а самолет это может сделать только в хорошую погоду. К тому же дирижабль способен развить скорость до 130 километров в час, а баржа — лишь до 30.
Сотрудники «Д и В» уверены, что со временем дирижабли составят серьезную конкуренцию грузовому транспорту. Современные дирижабли управляются бортовым компьютером, задача пилота — задать программу и контролировать режим полета. Сегодня Вячеслав Шалаев и его коллеги вынашивают идею создания аэростатической транспортной компании, которая могла бы осуществлять не только изготовление, но и эксплуатацию дирижаблей.