НА ПРАВОМ ФЛАНГЕ БЕЗ ПЕРЕМЕН

СПС и "Яблоко" в очередной раз не нашли общего языка, но друг другу язык показали

Стратегия имеет привычку вечно путаться под ногами у тактики. Дело кончается нередко тем, что тактика отшвыривает ее в сторону и выдает себя за стратегию. Еще одно подтверждение этому — очередной раунд переговоров, завершившихся, как и ожидалось, безрезультатно на прошлой неделе между «Союзом правых сил» и «Яблоком». Маневры в либеральном лагере, конечно, привлекли к себе определенное внимание средств массовой информации. Многие СМИ сначала строили свои прогнозы, а лотом с удовольствием находили им подтверждение и ставили себе твердую «пятерку» за прозорливость. Действительно, для публики картина выглядела как обычно.

Итак, СПС (в лице Анатолия Чубайса) снова выступил с инициативой объединения с «Яблоком». Попытки консолидации предпринимаются правыми давно — впору юбилей отмечать. Другой вопрос, насколько реальны эти поползновения. Первый раз, помнится, они протянули руку «яблочникам» в 1996 году. Рука повисла в воздухе. То же самое происходило и в 2001, и в 2003 годах.

И вот новое предложение забыть былые распри. На сей раз была выбрана форма открытого письма Чубайса Явлинскому в печати. Как говорится, сообщалось во всеуслышание: мол, хотя наши с вами личные отношения и являются камнем преткновения для сближения, однако перед крепнущей на глазах угрозой «бюрократической диктатуры» возникает острая необходимость в объединении правых, демократических сил для совместных действий. И в заключение следует страстный призыв незамедлительно, прямо сейчас, начать процесс сближения.

Не заставил себя ждать пока только ответ Явлинского, правда, переданный через его пресс-секретаря и поразительно похожий на предыдущие. Смысл ответа можно свести к следующему: мы по-разному понимаем свободу, мы по-разному понимаем права человека. СПС эксплуатирует идею объединения, протягивает нам руку, но в этой руке лежит камень. Мы не хотим объединения не из-за личной неприязни, а потому что мы во многом разные партии… Действительно, для «Яблока» выигрыш от объединения, о котором так долго говорили все демократические силы, может быть легко перекрыт потерями от союза с Чубайсом.

А еще через два дня на теледебатах по Первому каналу между представителями СПС и «Яблока» — Немцовым и Явлинским был прилюдно вколочен последний гвоздь в гроб переговоров. Известный призыв кота Леопольда «Ребята, давайте жить дружно!» на глазах телезрителей трансформировался в словесную перепалку, полную взаимных обвинений, вербальных тумаков и затрещин.

Результат очередной затеи на правом фланге был заранее известен: Чубайс есть Чубайс, Явлинский есть Явлинский, и вместе им не сойтись. Зачем же все это затевалось? Но мы же просили не путать стратегию с тактикой. Если прибегнуть к шахматной терминологии, энергичный и энергетичный Чубайс, захватив белые фигуры, сделал первый ход, и Явлинский оказался в цугцванге, то есть в положении, когда он должен делать вынужденные ходы, ведущие к неизбежному ухудшению ситуации. Попутно и пропиарились — замелькали на телеэкранах, в статьях, заявлениях и комментариях. Хотя все это слишком уж смахивает на движение без продвижения. Тот самый «бег на месте общеукрепляющий». Впрочем, не все так просто. Главное ищите в итоговом заявлении Чубайса по поводу переговоров с Явлинским: «Он убил идею единого кандидата от демократических сил на ближайших президентских выборах!» Изощренный в политических шахматах Чубайс развязал себе руки, избавившись от обязательств перед Явлинским, но не перед «Яблоком». Касается это и возможности идти на президентские выборы с общим кандидатом. Элементарная трехходовка. Вот и решайте, где здесь стратегия, а где тактика.

Одно ясно: Явлинскому, испытывающему серьезные финансовые проблемы в связи с делом ЮКОСа, не позавидуешь. Арест спонсора Ходорковского, обыск в «Агентстве стратегических коммуникаций», где была обнаружена коробка с неучтенной «наличкой», — все это усугубляет его и без того неважное положение. «Яблоко» оказалось на распутье, не зная, куда покатиться. В отличие от Чубайса, который знает. Трудно сказать, сколько в нем процентов политика, а сколько менеджера. Но давно замечено, что в политике он ведет себя как менеджер, к тому же обладающий огромными финансовыми ресурсами. Так что не будем удивляться, если в один прекрасный день объединение все-таки состоится, правда, не путем слияния, а путем «дружественного» поглощения. Разумеется, на очень хороших финансовых условиях. И кто это сказал, что на правом фланге без перемен!

«Труд», 22. 11. 2003