С НОЖОМ ЗА ПОЛУЧКОЙ

Слесарь изуродовал бухгалтера своего предприятия за то, что она не смогла вовремя выдать ему зарплату

На днях суд Омского района приговорил рабочего к двум годам лишения свободы. Но районная прокуратура тут же оспорила этот слишком мягкий, по ее мнению, приговор. Ведь 46-летняя женщина — главбух, несмотря на все старания врачей, никогда не будет выглядеть как прежде. 11 ножевых ударов в лицо и шею необратимо обезобразили ее внешность.

Поначалу бухгалтер даже не поняла, что происходит. Ножа сразу и не заметила. Думала, слесарь, внезапно набросившийся на нее прямо на рабочем месте, бьет кулаком. Попыталась отвернуться, закрывшись руками. Через секунду все было в крови.

Между тем ничего особенного в бухгалтерии в тот день не произошло. Просто 32-летний рабочий явился в очередной раз требовать свои деньги. На тот момент в ОАО «Агростройкерамика», что в поселке Магистральный, проработал он около года. Последние четыре месяца зарплату, как и все, не получал. Бухгалтер снова пояснила ему, что предприятие находится на стадии банкротства. Возможно, будет ликвидировано. То бишь надо подождать. К тому же за пару дней до трагедии слесарь получил аванс — 300 рублей. Копейки, конечно. Но и в целом оклад у него был мизерный — порядка тысячи рублей. Впрочем, для человека без семьи и жилья, «прописавшегося» в раздевалке предприятия, и это были немалые деньги. К тому же слесарь, по словам его коллег, частенько выпивал.

Именно в особенностях личности преступника прокурорские работники усматривают основную причину случившегося несчастья. Нервозная, нездоровая атмосфера на предприятии, по их мнению, обстоятельство второстепенное. В любом случае, слесарь выместил зло на невинном человеке, поскольку бухгалтер не принимает решений о выдаче денег.

Для выяснения полноты картины прокуратура провела проверку финансового состояния «Агростройкерамики». Ведь если бы оказалось, что у фирмы была возможность выплачивать людям зарплату, а руководитель умышленно этого не делал, то он также подлежал бы привлечению к уголовной ответственности. Проверка показала, что предприятие действительно находится в бедственном положении, а значит, невыплата зарплаты в данном случае состава преступления не образует. Впрочем, в подобных ситуациях умысел руководителя доказать крайне сложно, потому у нас эта статья практически и не работает. Хотя понятно, что бедственное положение любого предприятия — в первую очередь «заслуга» руководителя.

Но сейчас, говорит старший помощник прокурора Ирина Лисовец главное — добиться действительно справедливого наказания для преступника. Позиция прокуратуры вполне объяснима, последствия преступления оказались тяжелейшими. Да и вообще отсутствие денег в кассе — не повод резать людей.

Однако и при повторном рассмотрении дела в суде исход его представляется неочевидным. Пусть задержка зарплаты — обстоятельство второстепенное, но ведь именно оно стало толчком к преступлению. И как бы негативно слесарь ни характеризовался по работе, судьям, надо полагать, придется устанавливать, повлияло ли каким-то образом четырехмесячное отсутствие зарплаты на психологическое состояние обвиняемого.

Не менее тяжелый вопрос — выплата денежной компенсации пострадавшей. Государственная больница, где женщину лечили бесплатно, вправе потребовать с виновника 23 тысячи рублей. Предъявит иск и сама бухгалтер. Но что взять с такого человека? Разве только долги по зарплате. Если их, конечно, по такому случаю отдадут.