ДЫХАНИЕ ИЗ ГЛУБИНЫ

ДЫХАНИЕ ИЗ ГЛУБИНЫ

Сибирь может трясти регулярно

Впечатления, оставленные недавней околобалльной встряской, будоражили омичей дольше, чем сами отголоски алтайских подземных толчков. Что же происходит в нашем сейсмоспокойном районе? Почему не бывало раньше и к чему готовиться? О вероятности землетрясений на территории Омской области рассказывает директор территориального центра геологической информации Игорь Вяткин.

— Землетрясение для нас — событие маловероятное. В первую очередь, это связано с тем, что территория наша находится в пределах Западно-Сибирской плиты, фундамент которой «накрыт» мощным осадочным чехлом из глины, песка и тому подобных пород. Толщина слоя 2,5 — 3 тыс. км. Он-то и гасит толчки, происходящие на глубине. Волны крупных землетрясений, происходящих на Урале, в Южной Сибири или Монголии могут докатываться, но мы их не ощущаем.

— Откуда толкает чаще?

— Толчки на Урале редки, это древние малоподвижные горы. Там нет таких реальных подвижек, как в поясе Южной Сибири, где земная кора нестабильна и существует байкальская лифтовая зона, потому и землетрясения — явление частое. В структурах нашего фундамента, согласно последним данным, землетрясения в 7 баллов могут происходить раз в пять тысяч лет.

— До сих пор о «встрясках» у нас не было слышно…

— Почему же? Слабые сейсмические явления отмечались и раньше. В свидетельствах 18 -19 века есть описания «чудес», когда сами собой звенели церковные колокола. Одно-, двухбалльное землетрясение на нижних этажах здания не ощущается, наверху дребезжит посуда и перемещаются легкие предметы. Не имея научных объяснений случившемуся, люди слагали легенды.

Известны и другие события. В 1878 году сошел оползень между селами Исаковка и Серебряное в Горьковском районе. Состав пород в этой зоне предрасположен к накоплению воды между слоями и, как следствие, формированию зеркала скольжения. Так и случилось под Исаковкой: пласт около километра в длину и метров 200 в ширину съехал в Иртыш, как дети съезжают по горке. Удар был мощный: с пылью, грохотом, сотрясением и даже изменением русла Иртыша — на этом месте образовался остров. Подобные явления связаны с поведением подземных вод, и с состоянием глубинных слоев земли не имеет ничего общего.

Не столь масштабные события происходят чаще. Когда, например, через легкие песчаные или супесчаные породы просачиваются осадки. Десятки, сотни, тысячи лет подземные воды вымывают песчинки, пока однажды мощная толща не провалится, оставив наверху лишь воронку. Такие места на территории области известны в Тарском, Муромцевском, Черлакском районах. Явление изучено.

— А собственно землетрясения у нас фиксировались?

— В феврале этого года около 3-4 часов ночи в 30 населенных пунктах Тюкалинского района ощущались толчки. Показания очевидцев были сбивчивыми, выяснить что к чему отправились астрономы. По их сведениям, сейсмическая активность действительно была. В Новосибирском институте геофизики подтвердили: в этой зоне зафиксирован толчок. Был ли это внутренний толчок или удар извне — осталось загадкой. Его «балльность» тоже не определена. Судя по описанным явлениям — шевелились стены, перемещались предметы, лопнул речной лед, — баллов около двух. Подтверждения по приборам нет. Сейсмостанций собственных у нас нет, поскольку нет постоянных толчков, поэтому пользуемся данными соседей.

— Прогнозировать события это не мешает?

— Предсказывать землетрясения до сих пор не научились. Наблюдать и исследовать их начали сравнительно недавно. А речь идет о процессах, длящихся десятки миллионов лет. К примеру, причиной землетрясений в Южной Сибири может быть, в том числе, поведение Индостанской плиты. Она постоянно движется на Север, подпирает Гималаи (вот почему эти горы постоянно растут), а те, в свою очередь, двигают все остальное. Это происходит на протяжении десятков миллионов лет. Сейсмоволны движутся быстро, распространяясь на тысячи километров. К примеру, волны от удара Тунгусского метеорита обошли Землю три раза.

— Возвращаясь к недавним толчкам. Есть ли в них что-то опасное для омичей?

— Нет, разумеется, если под нами не растет какой-то гигантский разлом. Но подобное предположение требует серьезных доказательств, масштабных работ. На глубине что-то происходит постоянно. Земля дышит, кора все время в подвижном состоянии. 1де тоньше, там и активность выше. Образуются продольные и поперечные сейсмоволны. Они бегут, ударяются, оказывая воздействие на все, что происходит на этой планете.