Случай действительно не ординарный. Такого масштаба события происходят не каждый день, отголоски его будут слышны еще долго. В одной из газет довелось прочитать прощальное интервью с экс-мэром. в этой, да и в некоторых других публикациях он откровенно лукавит, когда говорит: «Моя ошибка в том, что я не занимался политикой». Занимался, и достаточно долго. Да так, что забыл, что он мэр города, в котором живет более миллиона жителей, нуждающихся в тепле, свете, работе, транспорте и прочем. Сам я пережил подобную ситуацию, организованную Рощупкиным в 1995 году. Об этом тогда писали. Мне ли не знать, занимался мэр политикой или нет, определял ли линию взаимоотношения городского самоуправления с государственной властью, промышленными предприятиями.
Конечно, занимался, конечно, определял. На заседаниях в его кабинете принималось политическое решение поддерживать на выборах того или иного кандидата в депутаты городского Совета, Законодательного Собрания области. Эти депутаты впоследствии сдали своего патрона за 15 безмолвных минут, стыдливо опустив глаза и понурив головы. С его подачи сформировался левый по политической ориентации Горсовет, а в Законодательном Собрании образовалась фракция КПРФ, которой не было среди законодателей первого созыва. Может, поэтому и бюджет города был не чета теперешнему, и конфликта между двумя уровнями власти не было. Задачи стояли другие — ориентированные на жилищно-коммунальные проблемы, транспорт, благоустройство, порядок и благополучие в городе, на решение социальных проблем, экологию, молодежную политику, культуру. Словом, на все вопросы жизнедеятельности города, которыми мэру с его командой и Горсоветом необходимо заниматься.
Но приближавшиеся выборы губернатора и засосавшая под ложечкой, видимо, мечта занять этот пост сделали свое дело. Вопрос политики встал на первое место. Не разобравшись в извечной марксистской дилемме, что же первично, политика или экономика, мэр таким образом профукал экономику. Отсюда перебои в жизнедеятельности города, холод в квартирах, отсутствие газа, безобразие в транспортной сфере, шарахание с бюджетными отраслями, огромная задержка в них зарплаты. Дело давнее, но когда у нас случилось трехдневная (!) задержка, это стало поводом для конфликта между мэром города и районом.
Именно Рощупкин, который говорит, что не занимался политикой, нанес удар по своим районам в 1995 году тем, что отобрал у них основу самоуправления — их бюджеты и посадил на смету расходов, которой можно манипулировать по своему усмотрению, что и делалось. При этом попирался Закон о местном самоуправлении в РФ. Кстати, его редакцию 1991 года считаю лучшим вариантом законов этой части законодательства. Она давала возможность эффективно управлять вверенной территорией. Но впоследствии закон был изменен. Возможно, не без участия Союза городов, президентом которого является наш «аполитичный» экс-мэр.
С самого начала работы Рощупкина мэром районы перестали получать средства на жилищно-коммунальное хозяйство, благоустройство, ремонт школ, больниц и т. д. Зато снимался асфальт в центре города и на его место укладывалась вымываемая брусчатка, строились фонтаны. Кстати, по мнению некоторых специалистов, фонтан на Театральной площади наносит немалый вред Музыкальному театру, конструкция которого гниет. Полагаю, что Рощупкин об этом не мог не знать. Дороги, отремонтированные в районах города в первой половине 90-х годов, из-за отсутствия финансирования разбиваются. Здания школ, больниц, детских садов, ПЖРЭУ ветшают. И стоит ли жалеть о том, что ушел тот, кто довел город до такого состояния?
Что удивляет меня как депутата Законодательного Собрания первого созыва и члена его бюджетного комитета, так это негативная реакция подконтрольной мэру прессы на принятые законы о бюджете последних лет. В формировании финансово-хозяйственного плана года мэр всегда принимал личное участие. Бюджет принимался. Участвуя в заседаниях Законодательного Собрания, Рощупкин соглашался с бюджетом. А едва ли не на следующий день все подвластные мэру средства массовой информации трубили о бюджетной дискриминации города.
Удивляла и позиция городских газет и телекомпаний на инициативы губернатора по подъему экономики области. Проекты «Вольво», «Москвича-пикапа», газификация города — все подвергалось страстной критике ради критики. Что это? Прикрытие собственной беспомощности или политика?
«Мы будем принимать непопулярные меры», — говорил мэр, повышая цены на коммунальные услуги, проезд в транспорте, отдавая его и жилье в частные руки. Тем самым создавалась социальная напряженность в городе. И это не политика? Не выдержали политики мэра даже его заместители, члены его команды, один за другим ушедшие из администрации. Да и вообще-то была ли команда?
И нет ничего драматичного, что ушел мэр. Придет другой человек, другая команда, и будем надеяться, что большинство проблем будет решено. Умные администраторы учатся на чужих ошибках. Ресурсы для этого есть, ими просто надо правильно распорядиться. С пользой для дела, а не для личного политического имиджа. Вот это омичи оценят. А пока будем надеяться, что зиму город с помощью областной Администрации перезимует, а там и выборы.