КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
Буквально через несколько часов после первых подземных толчков в Новосибирске, Кемеровской области и Омске сейсмологи констатировали: эпицентр находится в Алтайских горах, приблизительно в 350 километрах от города Бийска, и сила этого землетрясения в эпицентре составляет 8,5 балла по шкале Рихтера.
Первый толчок в районе Бийска был зарегистрирован в 15.50 (время московское), а в 15.55 он докатился уже до Новосибирского, Омского и других регионов Сибири. В городе Новосибирске в окнах лопались стекла, дребезжала посуда, сдвинулась с мест мебель. Толчки ощущались во всех районах города, и люди в панике выбегали на улицу. Нечто похожее происходило и в Новокузнецке, но самые ощутимые «эффекты» от землетрясения были замечены в шахтерских городках Кемеровской области. Дело в том, что после выработки породы из шахт в земле под этими населенными пунктами остаются «пустоты», и вследствие этого «судороги» земной поверхности там были гораздо значительней. Например, в городке Прокопьевске отмечены случаи расхождения конструкций зданий, смещение железнодорожного полотна и даже автомобильные аварии, случившиеся из-за потери управления водителями при подземных толчках. Информация о перебоях с электроснабжением, теплоподачей пока обрабатывается.
В Омск волна землетрясения пришла в 15.56. Но за эту самую минуту, по всей видимости, она уже растеряла свою мощь. В многоэтажных домах Советского, Кировского и Ленинского округов она лишь качнула люстры, подребезжала стеклами окон и посудой. Более-менее значительному разрушению подверглось лишь жилое здание по ул. Химиков, 32, корпус 1. Там из панельных швов было отмечено осыпание бетона.
В 16.00 уже «обрывались» телефоны в омских службах «01» и «02». По свидетельству операторов, сообщения были преимущественно эмоциональными — омичи, всегда считавшие свой регион сейсмобезопасным, были достаточно сильно напуганы. Операторы неотложек давали встревоженным людям телефон службы спасения МЧС. Спасатели, в свою очередь, быстро собравшись по тревоге и задействовав необходимые службы, выезжали по указанным адресам. К «злополучному» дому по ул. Химиков, 32, корпус 1 вскоре после сообщения выехали пожарные, милиция, специалисты Жилкомхоза, Горгаза и Водоканала. После досконального обследования дома они вынесли вердикт: «Будет стоять». С чем и разъехались.
ЗНАНИЕ — СИЛА
Еще лет 10 назад председатель Омского географического общества профессор Бялков опубликовал труд, где сообщал, что под территорией Западной Сибири могут проходить тектонические процессы, вследствие которых конкретно под городом Омском возможны колебания до 7-8 баллов по шкале Рихтера. Но профессор оговаривался, мол, из-за того, что город и область расположены на породах, состоящих в основном из песка и глины, эти толчки смягчаются. И максимум, что могут «получить» омичи от этих процессов — 5 баллов. Российская сейсмологическая служба приняла эти исследования к сведению и с учетом другой геологической информации занесла на сейсмокарту наблюдательной сети геомониторинга Министерства природных ресурсов в районе города Омска циферку «5», а в некоторых районах Омской области циферки, доходящие до значения «8».
Эту информацию нам подтвердил президент Омского территориального фонда геологической информации Игорь Вяткин. По его словам, особо сейсмоопасная зона находится в районе города Тюкалинска. И восемь не восемь, а 7- балльные колебания по шкале Рихтера там вполне возможны. Вообще в этом году Тюкалинск уже «трясло» силами в три балла. Правда, почему тюкалинцы этого не заметили, непонятно.
Кстати, информация о силе омского землетрясения достаточно противоречива. Так в МЧС, просмотрев «симптомы» землетрясения по классификационной таблице (дребезжание посуды и оконных стекол и пр.), сообщили, что возможно, оно доходило до четырех баллов. Но затем другой представитель МЧС заявил, что максимум, что дошло до Омска, — половина балла по шкале Рихтера. Подобные разногласия отмечены и во всех других компетентных источниках, с которыми нам удалось пообщаться.
ЕСЛИ ЧТО-ТО ГДЕ-ТО КАК-НИБУДЬ ПОРОЙ…
И как выяснилось, эти разногласия были неизбежны. Обзвонив ключевые посты, где мог бы работать во время землетрясения хоть дохленький сейсмограф, нам удалось выяснить: в Омске не только посредством каких-либо приборов не отслеживается сейсмическая обстановка — несколько лет назад в городе сейсмологическую службу вообще упразднили за «ненадобностью». Сейсмограф нашелся только в СибГАДА, где он использовался в учебных целях.
Странно? Странно. Хотя бы беря в расчет ту самую сейсмокарту, где расчетная сила подземных толчков у нас по области может доходить до 7 баллов.
Конечно, можно согласиться с мнением пессимистов, что ни одна, даже самая современная сейсмологическая станция землетрясения не предотвратила ни разрушений, ни человеческих жизней не спасла… Но и против этого мнения существуют сотни других. Так, например, декан геофака Омского педуниверситета Наталья Алексеева утверждает, что с помощью современного оборудования можно предупредить до 85 процентов землетрясений. Кто тут прав?
Хотя проблема-то, конечно, не в том, чтобы искать сейчас правых и виноватых. Факт свершился — тряхнуло. И если есть сегодня хоть какие-то технологии, позволившие бы омичам чувствовать себя в будущем побезопаснее, почему бы их в городе и области не использовать. По крайней мере, сейсмограф у СибГАДА в аренду «на пока» взять.