Это Алексей Ситников и Петр Курасанов. Недавно проводили в последний путь Александра Никандрова. Ему исполнился 91 год. Провожали скромно.
— Все, что зависело от военкомата, мы сделали, — пояснил Дмитрий Поддубный, начальник 4-го отделения Советского военкомата — Все почести, предусмотренные уставом гарнизонной и караульной службы, были оказаны. На другое у нас средств нет. Военно-мемориальной компанией будет установлен памятник.
Выносили героя из скромной квартиры, где последние 12 лет он жил с дочерью Лией Александровной. «Я сколько раз с отцом бывала у ветеранов войны, — будто извиняясь за скромность обстановки, говорит Лия Александровна, — почти все так живут. Ведь многим из них приходится детям и внукам помогать».
Всех родственников героя великой войны собрать на похороны не удалось. Они живут по всей стране. А Лие Александровне пришлось оформлять документы, ездить повсюду, только благодаря соседям справилась. А потом на помощь пришел завод «Полет», где работал Александр Михайлович столяром-краснодеревщиком. Имел право уйти на пенсию в пятьдесят лет, но работал, пока ноги не стали отказывать.
— Ноги он отморозил в войну, — рассказывает Лия Александровна, — на севере же, на Кольском полуострове служил. Их в скалах высаживали десантом.
Александр Никандров начал службу в мае 41-го в 181-м особом разведывательном отряде. В отряд набирали самых выносливых лыжников. Демобилизовался в декабре 45-го. Позже, чем другие, потому что после Северного его направили на Тихоокеанский флот. У легендарного 181-го отряда богатая история подвигов. На Дальнем Востоке Александр Никандров с небольшой группой людей, закрепившись на вражеском участке, сумели продержаться, пока не подошли основные силы наших войск. После этого Александр Михайлович и был удостоен Звезды Героя.
— Я не знаю, что делать с этими наградами, — пожимает плечами Лия Александровна. — Фотографии, газетные вырезки хочу послать в музей в белозерскую школу, где отец учился.
Этим летом школе, в которой учился Александр Никандров, было присвоено его имя. Его с дочерью постоянно звали жить на родину. А вот в Омске герои не в почете.
— Мы теперь все чаще болеем, на людях не появляемся, и нас только двое осталось. А ведь после войны в Омске было 136 героев, — говорит один из двух героев войны, живущих в Омске, Алексей Ситников.
Ветеран никого не осуждает, но стыдно и больно, что о последних героях практически забыли.