ОМСК СПАСЛА «ПОДУШКА»

Землетрясение у нас действительно было. Но тихое

Субботний вечер 27 сентября не предвещал сюрпризов. Но вдруг в разгар юмористической передачи на канале «Россия» треть экрана перекрыла черная полоса.

В бегущей строке МЧС Новосибирска обращалось к зрителям с предупреждением о повторном толчке «Землетрясение в Сибири?!» — с недоумением подумала я. И предположила, что это тоже юмор. Но тут позвонила моя тетушка из Чкаловского поселка, она была в панике: «У нас люстры качаются, дверцы шкафа сами собой раскрываются и кошка беспокоится! Мы покидаем дом. Немедленно собирайте документы и деньги и выходите на улицу. Это землетрясение!» Наш 3-й этаж на Левобережье не трясло, поэтому мы остались дома. Приняла сообщение по телефону от подруги из Нефтяников: в ее квартире на 8-м этаже в результате странной вибрации с кухонной мойки соскользнула и разбилась любимая хрустальная вазочка. Друзья из Новосибирска звонили с мобильного телефона. Подземные толчки там действительно ощущались, и люди пережидали опасность на улицах.

Эпицентр землетрясения, как стало известно лишь на следующий день, находился в Республике Алтай, в районе поселка Кош-Агач, на глубине 33 километров Сила толчков в эпицентре достигла 7,3 балла по шкале Рихтера. Подземные толчки в субботу зафиксированы были в ряде регионов на юге Сибири — Красноярске и Алтайском крае, Томской и Новосибирской областях.

До Омска, как объяснил нашей газете Петр Владимирович Большаник, кандидат географических наук, дошли лишь отголоски этого природного явления. Сила толчков в городе была незначительна-всего 1-1,5 балла. По словам Петра Владимировича, трехкилометровая «подушка» из осадочных пород, на которой расположен наш регион, смягчила толчки.

Но не все омичи хорошо знают географию, поэтому в тот день были не на шутку испуганы. Как себя вести, что делать? Единственным средством массовой информации, попытавшимся успокоить омичей, было радио. Оперативный дежурный части МЧС заверил горожан, что ситуация не опасна, поскольку дома в Омске могут выдержать толчки мощностью до 6 баллов. Но или не все радио слушали или не поверили — шквал телефонных звонков обрушился на «Скорую помощь», милицию, пожарных и МЧС. Паники было много.

Специалисты же института «Омскгражданпроект» подтверждают, что конструкция зданий и сооружении на территории нашей области, как и в других равнинных регионах, действительно предусматривает защиту от землетрясений силой до 6 баллов. В сейсмоопасных же районах дома проектируются и строятся с защитой до 9 баллов. Если здание построено в соответствии с проектной документацией, с него не то что ни один кирпич не упадет — ни одна пылинка не слетит, утверждают омские проектировщики. «Поведение» панельного дома № 32/1 по улице Химиков, когда при «смешных» показателях в 1 балл из межпанельных стыков посыпалась штукатурка, говорит о том, что построен он недобросовестно.

После этой нервной встряски омичам можно не волноваться лет 50. Ученые утверждают, что подобные природные явления для Сибири чрезвычайно редки и происходят в среднем один раз в полвека. Как говорит Владимир Дергачев, начальник Омской геологоразведочной экспедиции, максимум, возможный для нас, — 3 балла, но даже это не приведет к разрушениям. По его словам, отголоски алтайского землетрясения, зафиксированные нынче в Омске, по силе воздействия можно сравнить с вибрацией, которую человек ощущает, находясь рядом с тяжелым товарным поездом. Как часто заявляет о себе «подземелье», омские исследователи не фиксируют — настолько эти отголоски незначительны и не опасны.