В Кировском округе бабушки-пенсионерки приходят в паспортно-визовую службу к семи утра — занимают очередь. А не обнаружив ее, очень удивляются. Работать в режиме «нон-стоп» службе действительно не для кого. Оказывается, новые паспорта уже получило большинство омичей. Если верить официальной цифре, за исключением двух с небольшим процентов.
Как ни странно, большинство запоздавших с обменом — пожилые люди. «Поначалу паспортизацию планировали растянуть до 2005 года, — объясняют сотрудники службы, — вот старики и подумали: «Не доживем». А теперь, когда пенсию по старым документам постепенно прекращают давать, засуетились». Кстати, некоторые приносят в обменник… зеленые советские паспорта — времен Великой Отечественной. Как они ухитрялись прожить с ними столько лет — непонятно…
— У меня мама старенькая, слепая, ходячая, -рассказывает семидесятилетняя Валентина Марковна, -у а она паспорт давно получить не в состоянии, вот и дотянули. Пришлось мне ехать сюда из Нижневартовска. Сейчас сдам ее документы, том найму машину и повезу маму списываться. Это только говорят, что паспортистки ко всем престарелым домой выезжают. На самом деле транспорт у них редко бывает.
Другая категория упорно не меняющих паспорта — лица без определенного места жительства. Бомжам, имеющим омскую прописку, новые документы выдают в приемнике-распределителе. Живущим же без штампа не позавидуешь. «Замучился справки собирать, — машет костылем недавно освободившийся Владислав Новоселов. — Чтобы гражданство подтвердить, я уже десять дней по кабинетам хожу. Кушать нечего, на работу без паспорта не берут. Не выдержал, нагрубил паспортистке, теперь она меня вообще принимать отказывается. Проще опять воровать пойти…»
Еще труднее омичам-малоимущим. Бомжам услуги паспортно-визовых оплачивает государство. А вот для бедного, но зарегистрированного по правилам, населения почему-то подобное не предусмотрено. Отдавать же пятьдесят рублей за бланк и сотню за фотографии не каждому омичу по карману. Между тем из Омской области в федеральный бюджет уже ушло почти 75 миллионов рублей… за красные бланки.
Оказывается, всеобщая паспортизация — дело не только нужное, но и весьма выгодное. Ведь на самом деле себестоимость корочки — рублей двенадцать… Приносят доход и многочисленные штрафы. Документ с «просроченной» фотографией автоматически разоряет забывчивого владельца на стольник. С нового года столько же будут брать и с не успевших расстаться с «серпастым и молоткастым». Сразу же после боя курантов старые паспорта окажутся недействительными.
— Мы советуем омичам поменять документы даже до 1 декабря, — говорит старший инспектор по особым поручениям ПВУ УВД Омской области Марина Гиль, — чтобы за оставшийся месяц все учреждения, государственные структуры успели привести документацию в порядок.
Многие организации уже сами торопят горожан. В некоторых магазинах по старым паспортам не выдают кредиты, ряд предприятий отказывается выдавать зарплату «неопаспортившимся» работникам. Это незаконно, но ничего не поделаешь. Те же магазины и фирмы можно понять: их потом тоже будут штрафовать за недостоверные сведения.
— Кстати, сейчас у нас появилась новая услуга, — рассказывает Марина Гиль. — Принимаем на обмен документы и у людей, постоянно проживающих в других городах. Например, в Омске много студентов с Севера, у которых не получается съездить домой. Кто-то работает вахтовым методом… Мы отсылаем фото и ксерокопию паспорта по месту жительства и ждем ответа. Дело, конечно, длительное и хлопотное, но другого выхода нет.
В общем, в итоге новые документы не смогут получить только иностранцы и лица, не имеющие никакого гражданства. Первым придется ехать в посольство и «выбивать» национальный паспорт взамен «СССРовского».
Вторым сложнее — они вообще окажутся без всяких документов, пока не получат вид на жительство. А он оформляется в течение шести месяцев. Значит, после нового года сотни горожан не смогут получать пенсию, выезжать из Омска, пользоваться услугами банков, заводить карточки в больницах. Как они будут решать свои проблемы?.. «Раньше надо было думать», — непреклонны сотрудники паспортно-визовой службы.