ВОПРОС ПРЕСТИЖА

Народные артисты не растут как грибы

Актеру Академического театра драмы, заслуженному артисту Украины Евгению Смирнову недавно присвоено звание «Народный артист России». Для театра это, пожалуй, то же, что получить еще одну «Золотую маску». Можно поздравить и виновника торжества, тем более что его коллег-актеров, носящих звание «народный» в городе не так уж много. Елена Псарева и Валерий Алексеев — в Драме, Георгий Котов и Валентина Шершнева — в Музыкальном, Юрий Гребень — в «Галерке». Впрочем, в легендарные театральные 70-е годы было почти столько же: Теплов, Щёголев, Каширин, Киржнер, Чонишвили и самая молодая, самая любимая народная артистка (тогда еще РСФСР) — Татьяна Ожигова.

То, что «народные» не растут как грибы после дождя, объясняется, наверное, тем, что получению высокого звания предшествует долгий бюрократический процесс. Сначала театр обращается в Главное управление культуры области, потом оно — непосредственно в Москву. При этом актер, который выдвинут на звание народного, должен иметь большие творческие заслуги, играть ведущие роли, быть плотно занятым в репертуаре родного театра, собрать много лестных отзывов местных и столичных критиков, положительно «засветиться» на различного рода фестивалях и т.д. и т.п.

Что же в конечном счете дает звание народного артиста? Как выяснилось, не много. Некоторые льготы, приравненные к ветеранским, и прибавку к зарплате в размере… 100(!) рублей. Вот уж поистине: официальное признание — скорее вопрос престижа, чем материального благополучия. Начинаешь понимать любимцев публики, которые никогда не имели званий и об этом почти не жалели.