Актеру Академического театра драмы, заслуженному артисту Украины Евгению Смирнову недавно присвоено звание «Народный артист России». Для театра это, пожалуй, то же, что получить еще одну «Золотую маску». Можно поздравить и виновника торжества, тем более что его коллег-актеров, носящих звание «народный» в городе не так уж много. Елена Псарева и Валерий Алексеев — в Драме, Георгий Котов и Валентина Шершнева — в Музыкальном, Юрий Гребень — в «Галерке». Впрочем, в легендарные театральные 70-е годы было почти столько же: Теплов, Щёголев, Каширин, Киржнер, Чонишвили и самая молодая, самая любимая народная артистка (тогда еще РСФСР) — Татьяна Ожигова.
То, что «народные» не растут как грибы после дождя, объясняется, наверное, тем, что получению высокого звания предшествует долгий бюрократический процесс. Сначала театр обращается в Главное управление культуры области, потом оно — непосредственно в Москву. При этом актер, который выдвинут на звание народного, должен иметь большие творческие заслуги, играть ведущие роли, быть плотно занятым в репертуаре родного театра, собрать много лестных отзывов местных и столичных критиков, положительно «засветиться» на различного рода фестивалях и т.д. и т.п.
Что же в конечном счете дает звание народного артиста? Как выяснилось, не много. Некоторые льготы, приравненные к ветеранским, и прибавку к зарплате в размере… 100(!) рублей. Вот уж поистине: официальное признание — скорее вопрос престижа, чем материального благополучия. Начинаешь понимать любимцев публики, которые никогда не имели званий и об этом почти не жалели.