На момент моего приезда в Сыропятское местное население блаженствовало уже третьи сутки. Потому не все граждане охотно шли на контакт с корреспондентом. Боялись репрессий за неблагодарность. Впрочем, внешний вид улицы Береговой говорил сам за себя. Настоящий каток. Местами припорошенный снегом, а кое-где изрезанный резвыми «весенними» ручейками, «аромат» которых с трудом приглушала зимняя свежесть. Следы разлива фекальных вод…
Четыре трехэтажки давно клянут и их жильцы, и обитатели близлежащего частного сектора, поскольку фекальные воды из канализации этих «благоустроенных» домов периодически заливают окрестности уже несколько лет. Подвалами и погребами пользоваться нельзя — вонь и сырость немыслимые. К некоторым домам из-за этих «озер» порой попросту не подойти. Хуже всего по весне, когда намерзшая зараза начинает таять и бежать в Омку, попутно смывая метры земли с огородов. А потом такую вот речную воду вынуждена употреблять вся деревня. Ведь очистных сооружений здесь нет. Потому жидкость из кранов бежит подозрительная и мутная, порой в ней встречаются даже дождевые червячки. Впрочем, и сию воду в Сыропятском из-за долгов ЖКХ подают строго по графику.
Пару недель назад, когда грянули первые серьезные морозы, к хронической проблеме добавилась еще одна — недотоп. В квартирах, по рассказам их обитателей, было чуть больше 10 градусов. Уроки в местной школе сократились до 30 минут. А когда в одной из трехэтажек еще и лопнула труба отопления, ситуация и вовсе обострилась. Горячая вода попала в переполненную канализацию, Размах приключившегося потопа превысил границы человеческого терпения.
Местные активисты поехали на прием к главе Кормиловского района. Увы, он их не принял. Тогда многие граждане в сердцах заявили главному коммунальщику Сыропятского, что на выборы не пойдут. Владимир Климашонок, мастер котельной, по совместительству является еще и главой здешнего избиркома, потому, надо полагать, к угрозам равнодушным не остался. А тут еще кто-то обратился на центральный телеканал. После сюжета о деревенских страданиях в пятницу в село понаехали большие начальники. И начались чудеса. Откуда ни возьмись, появился новый насос для канализации. А специальная машина для откачки фекальных вод, по данным «независимых наблюдателей», стала подъезжать к колодцу раз по десять на день, тогда как за весь ноябрь видели они ее лишь четырежды.
В домах же после визита высоких гостей стало не просто тепло, а жарко. Неудивительно, что воскресная явка на выборы оказалась высокой. Больше всего голосов набрала «Единая Россия». Видимо, народ отблагодарил власть за милость.
Это мое предположение глава деревенского избиркома Владимир Климашонок назвал крайне несерьезным. «Просто так совпало». А еще посоветовал поменьше слушать людскую молву. Дескать, преувеличивает она регулярность канализационных потопов. Никогда ранее их не было. А в конце осени откачку фекальных вод коммунальщики не проводили всего лишь пару недель. Когда старенький насос запустили после простоя, он вдруг сгорел. Замену ему искали. И совершенно случайно нашли — аккурат перед выборами.
Схожая ситуация и с отоплением. Дабы обогреть Сыропятское, надо 2 котла и соответственно 2 форсунки. Одну из них накануне сезона сняли для ремонта. Но некий злоумышленник ее умыкнул. Не исключено, что один из жителей улицы Береговой позарился на цветмет. В районной администрации на случившееся отреагировали раздраженно. Раз народ виноват, пусть сам и сбрасывается на форсунку. Как говорит Климашонок, стоит она 120 с лишним тысяч. Нетрудно догадаться, как граждане восприняли предложение о складчине. Вот и пришлось запускать только один котел. И сколько бы им обходились, неизвестно. Но, опять же по совпадению, накануне 7 декабря за решение проблемы взялся сам вице-губернатор Шрейдер. В итоге долгожданную форсунку привезли из другого района. И заработал второй котел…
Конечно, я сочла комментарии Владимира Михайловича не очень убедительными. И позвонила начальству повыше — заместителю главы Кормиловского района Владимиру Карпухину. Но он и вовсе огорошил, заявив, что никакой проблемы в Сыропятском не было и нет. Сгорел насос, и через сутки его поменяли Рабочий момент. А то, что в школе дети мерзли, так пусть директор лучше окна утепляет. На этом наше общение Карпухин рассерженно прервал. О чудесах мы с ним пофилософствовать не успели. А жаль, ведь раньше следующих выборов такого случая не представится.