Операция по «спасению» Сибзавода им. Борцов революции, начатая областной властью весной прошлого года, вступает в завершающую стадию — распада предприятия на дочерние. Судя по всему, скоро всё его имущество окажется в частных руках.
Подобный исход прогнозировали многие, но вряд ли кто ожидал, что в результате многоступенчатых преобразований окажутся «кинутыми» полторы тысячи заводчан, которым так и не отдали долги по зарплате. Часть из них еще тешит себя надеждой, другие махнули на пропавшие деньги рукой. А вот правозащитник Валентин Кузнецов — едва ли не единственный, кто настойчиво пытается высудить свои кровные. Разбирательство по его иску в Первомайском суде длится уже 9 месяцев, и дело дошло до того, что Валентин Николаевич может поставить под сомнение законность самой сделки по купле-продаже завода…
Называлась та сделка «аукционом». Ваш покорный слуга — единственный журналист, который тогда оказался свидетелем действа. Покупатель наблюдался один — Омская область в лице председателя облкомимущества, в чьем кабинете всё и происходило. В ту дверь, где должен был стучать молоток, меня, правда, не пустили, но молоток и то, по чему он должен был стучать, я видел. Помнится, удивила меня педантичность чиновников в соблюдении ритуала. Ведь все сидевшие за теми дверьми прекрасно знали, что аукцион — фикция, но формальности соблюдали строго.
Стартовая цена всей недвижимости — 46 миллионов рублей.
Она же и финишная. Сумма смешная в сравнении с тем, что на нее куплено, но и пятой ее части хватило бы на выплату долгов по зарплате. Увы.
Удар молоточка расколол Сибзавод на две части. Неравные федеральное (ФГУП) и областное (ОГУП) унитарные предприятия. На первом остались долги в 715 миллионов рублей и работники, второе — оказалось чистым от каких-либо обязательств. Народ ждал обещанного выплаты задолженности по зарплате и перевода на новое предприятие. Время шло, ни того ни другого не происходило. Федеральному предприятию платить было нечем, а директор областного с новым менеджментом решали, что делать дальше. Долги по зарплате тем временем увеличились с 6 до 15 миллионов рублей. Осенью прошлого года у стен завода прошел митинг протеста. После чего процесс перевода работников с федерального на областной завод несколько ускорился. Но все равно тянулся он до середины января нынешнего года. А с 31 июля на ОГУП пошел процесс сокращения принятых.
Впрочем, предприятие тогда называлось уже по-другому — ОАО «Сибзавод-центр». Иными словами, прошло акционирование. Облкомимущество выпустил акции на сумму 116 миллионов рублей, и они наверняка будут реализованы. Получается, что областная власть продает завод в 2,5 раза дороже, чем его купила. Новые акционеры, а их число известно — 12, конечно, не прогадают. Далее предполагается создание пяти дочерних структур с передачей им заводского имущества, цена которого, видимо, подскочит еще в разы.
Впрочем, речь не о приватизации, а о зарплате. Честно сказать, не совсем понятно, почему те, кто планировал столь сложную многоходовую комбинацию по преобразованию Сибзавода, фактически проигнорировали проблемы зарплатных долгов. Пусть не ради соблюдения закона — хотя бы для собственного спокойствия. Ведь сумма-то была не такая уж страшная. Возможно, показалось, что на этом можно сэкономить.
Ведущий инженер завода Валентин Кузнецов переходил из одной структуры в другую вместе со всеми. И одновременно вел тяжбу в Первомайском суде по поводу зарплаты. Основная изюминка этой тяжбы заключается вот в чем: всю сумму долга Валентин Николаевич пытается взыскать с ОАО «Сибзавод-центр» — в том числе и за время своей работы на федеральном предприятии, от которого давно осталась одна оболочка.
В своих действиях Кузнецов основывается на статье 75 Трудового кодекса, где говорится, что при смене собственника все работники предприятия остаются на своих рабочих местах. Не так ли? — спросил Валентин Николаевич в письме прокурору области С. П. Казакову И получил от него письменное подтверждение. Выходит, работники Сибзавода должны были автоматически перейти из федерального предприятия в областное со всеми долгами по зарплате. А волокита с переводом и нежелание брать на себя долги предшественника — незаконны. Логика железная. И уже 9 месяцев судья Т.С. Хорева не может ее опровергнуть. А когда она все же разделила иск Кузнецова между двумя ответчиками — ФГУП и ОГУП («Сибзавод-центр») Валентин Николаевич предупредил: если таким будет окончательное решение, у него появится право обжаловать саму сделку по купле-продаже завода.
А ведь действительно появится, хотя у частного лица таких прав нет. Но ежели сделка затрагивает интересы гражданина (а в случае разделения ответчиков это и произойдет) то он может подать иск о признании ее недействительной.
Угроза между прочим вполне реальная. На месте руководителей предприятия лично я давно бы уже рассчитался с Кузнецовым — от греха подальше. Правда тогда аналогичные иски выдвинут сотни других обманутых работников, но упорство может обойтись еще дороже.
P.S. 9 месяцев искал суд выход из тупика (хотя по закону на рассмотрение отводится не более двух). Вердикт был вынесен на минувшей неделе. Не вняв предостережениям Кузнецова, судья предъявила исковые требования двум ответчикам. Валентин Николаевич уже подал апелляцию в областной суд. Если тот ее отклонит, обратится в Верховный. Если же и он не изменит решение, Кузнецов будет вправе опротестовать саму сделку по купле-продаже завода. Но в этом случае тяжба может затянуться надолго. По сути дела, Фемида взяла тайм-аут: в запасе у нее еще много месяцев, чтобы волокитить этот вопрос.