Зам. начальника ЛИСа Владимир Больных и ведущий инженер-испытатель Александр Ларьков отбыли к месту нахождения российского самолета Ан-ЗТ еще 27 января.
Напомним, модернизированная на «Полете» Аннушка в первые дни 2002 года, преодолев более тысячи километров, доставила участников международной воздушной экспедиции во главе с известным полярником Артуром Чилингаровым на Южный полюс.
Самолет успешно приземлился на взлетно-посадочную полосу американской станции «Амундсен-Скотт». Но когда спустя 5 часов путешественники собрались в обратный путь, двигатель начал вибрировать. Заправленный и зачехленный Ан-3Т был помещен на временную стоянку, предоставленную руководством американской станции.
Но поскольку Антарктида является экологически чистой зоной, России предстоит забрать Аннушку оттуда. И все разговоры о том, что самолет с именем омского губернатора на борту станет своеобразным памятником нашему региону, не более чем помпа.
Как рассказал корреспонденту «КП» в Омске» заместитель главного инженера «Полета» Владимир Приходкин, о необходимости эвакуировать самолет речь идет уже два года. Но средств на это пока никто выделить не поспешил. Перед Больных и Ларьковым, побывавшими на Южном полюсе со 2 по 7 февраля, стояла задача обследовать машину, дважды перезимовавшую при -75 градусах. Они слили из заправленного под завязку Ан-ЗТ топливо и масло. Омичи говорят, что самолет не представляет опасности для экологии. Внешний осмотр установил, что ни двигатель, ни сама машина не повреждены.
— Неудивительно, что движок не смогли запустить, — говорит Владимир Приходкин. — Пять часов простоя в условиях обедненной кислородом атмосферы полюса и 2800 метров над уровнем моря — не шутки. Американцы, например, никогда не глушат двигатели своих самолетов на полюсе в период погрузочно-разгрузочных работ и заправки.
Отчитавшиеся перед Артуром Чилингаровым в Москве омичи вчера уже были дома.
В Омск они доставили фотографии и пробы масла с самолета. Будет проведен необходимый анализ, на основании которого компетентные органы примут решение о возвращении самолета на родину. Внесут ли свой вклад в эту эпопею омские власти, приложившие руку к отправке самолета на полюс, пока неясно.
— Только последняя командировка обошлась заводу в 400 тысяч рублей, — сетует зам. главного инженера «Полета». — А самолет придется эвакуировать, скорее всего, санным поездом — в американский Си-130 он не войдет даже в разобранном виде. И от того, на чем его будем вывозить: на аэросанях или оленях — зависит и цена вопроса.
Кстати, на «Полете», где люди еще не получили зарплату за ноябрь, предзабастовочная ситуация.
Что ж, зато мы доказали миру жизнеспособность российской авиации.